Скончался архитектор Федор Афуксениди, автор проекта реконструкции Никольского кафедрального собора

20 ноября в Сочи, в возрасте 59 лет, после продолжительной болезни ушел из жизни архитектор Федор Афуксениди. Он автор проектов более 50 храмов и часовен, возведенных по всей России. Федор Иванович разрабатывал и проект реконструкции Никольского кафедрального собора Камышина.

 Среди работ архитектора есть уникальные: стеклянная часовня, возведенная в аэропорту Сочи; храмы, приспособленные к сейсмически-опасным горным условиям, отреставрированные старинные церкви, как в Камышине. Проектированием храмов Федор Иванович занимался с 1991 года, был награжден орденом Сергия Радонежского 3-й степени.

Федор Афуксениди дал в 2012 году интервью порталу Ortox.ru, предлагаем вам прочитать несколько отрывков. Один из них — о Никольском соборе Камышина.

В каком стиле возводить храм

«Это зависит от многих факторов: природного окружения, местных традиций церковной архитектуры, посвящения храма, характера прихода, возможностей строительной базы и строительных материалов и т.д. Обычно решение вырабатывается в результате совместного обсуждения священника, архитектора и ктитора (в случае, если идея строительства храма принадлежит ему). Для меня решающим является слово священника, которое должно приниматься всеми «единым сердцем».

Об архитектуре российских церквей

«Природа многие века являлась почти единственным окружением храма и не могла не влиять на его архитектуру. Равнинно-холмистая местность, широкая неспешная смиренная река, белая невесомая береза. Горы, звонкие чистые ручьи, теплое море, устремленный в темно-синее небо стройный кипарис.

Мне кажется, красота березы присутствует в облике среднерусского и северного храма, а красота кипариса – в эстетике южной церкви. Береза – это возносимое нежное движение белого ствола, ветвей. Просматривается узорчатость и воздушность всей массы деталей. Крона – дисимметрична, даже, скорее, ассиметрична. Осенью дерево «горит» яркими красками. Не напоминает ли ее лист в это время пламя золотой церковной маковки? Кипарис по-монашески отрешен и сосредоточен, его симметричная форма настолько геометрична, что может быть описана математической функцией. Видна только нижняя часть ствола и лаконичная крона, фактурная, но практически лишенная декора.

Как бы ни менялись времена года, форма и цвет его устойчивы и не подвержены изменениям настроения. Жизнь – это нечто большее, чем теория. Лучшие постройки отца-основателя современной архитектуры – Ле Корбюзье – не вписываются в его же знаменитые «5 принципов современной архитектуры». Однажды мне довелось проезжать по дугообразной центральной улице города Багратионовск Калининградской области. Прекрасно сохраненная старая добротная немецкая малоэтажная застройка. Глаз привыкает к темно-коричневой, терракотовой цветовой гамме. И вдруг! В конце улицы, замыкая ее ось, возникает, словно яркий солнечный луч, белоснежный, с рядами кокошников, множеством луковиц и шатровой колокольней храм – цитата московской архитектуры XVI–XVII веков (конечно, новодел)! Его постановка здесь убедительна и никаких сомнений не вызывает. И не к лицу ли Санкт-Петербургу замечательные храмы византийской архитектуры? А разве не прекрасен в греческих Салониках русский деревянный храм? И все-таки.

Южное солнце более яркое, свет и тень становятся контрастнее, пасмурных дней в году немного. При этом еще более важными становятся общая форма, пластика храма, соразмерность его частей, а роль мелких деталей и полихромии уменьшается. Не потому ли в храме Иоанна Златоуста, что на горе Бытха в Сочи, используя один лишь декоративный элемент – поребрик, мы добились не только монументальности, но и достаточной декоративности его архитектуры?

Существуют, конечно, и технические особенности проектирования храмов на юге. Так, практически всегда строительство ведется на рельефе, как правило, это приводит к возникновению цокольного или подвального этажа храма, а также противооползневых сооружений на участке. Кроме того, фоновая 8–9-балльная сейсмика площадок под строительство не может не влиять на разработку конструктивной части проекта».

О реконструкции храмов, в том числе в Камышине

«Цель реставрации – возврат к ранее существующему решению.

Сочинский собор Архангела Михаила в сталинские годы был обезглавлен, а затем, во время Отечественной войны, наспех завершен экономичными и несовершенными архитектурными формами. Пришло время реконструкции, но от проекта академика А.С. Каминского в архивах остался лишь эскиз, который, к тому же, значительно отличался от построенного собора. Сохранились старые фотографии, но шатер колокольни на них воспринимался неубедительно, ведь его форма была характерна для деревянного храма, но не каменного. Возможно, такое решение было вызвано желанием скорейшей достройки храма при затянувшемся с 1874 по 1891 год строительстве и отстранении подрядчика после долгих разбирательств. В результате вариантного проектирования, совместно с настоятелем собора и отделом по охране памятников, после градостроительного совета был выбран тот вариант, в котором решение завершения существующего собора вписывалось в логику, эстетику его архитектуры, а не являлось формальным фиксированием истории.

В городе Камышин в настоящее время подходит к завершению реконструкция Свято-Никольского кафедрального собора. Интересна судьба этого второго по значимости храма Волгоградской области. Он был рожден в 1775 году небольшим деревянным кладбищенским храмом, а в 1824 году перестроен в каменный. Еще до революции благодаря пристройке емкость его увеличилась в разы, затем дважды делались пристройки в советские годы, когда в том же Камышине были стерты с лица земли четыре храма-красавца. Быв последним и став первым, Никольский собор нуждался в реконструкции. Мы постарались, в меру своих сил, помимо решения основных задач проектирования, выразить в реконструируемом соборе память разрушенных храмов этого города».

Информационная служба

Никольского кафедрального собора г. Камышина  

Источник nksobor.ru

(86)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели