История тюремного замка: Царицын – Сталинград – Волгоград
Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор 13 декабря в день памяти святого апостола Андрея Первозванного отслужил Божественную литургию в следственном изоляторе № 1 города Волгограда. Напомним историю этого известного горожанам здания, или вернее комплекса зданий.
В октябре этого года Царицынскому тюремному замку, уцелевшему даже в горниле Сталинградской битвы, исполнилось 133 года. Строился он по проекту известного архитектора Антония Томишко, ставшему фактически типовым. По этому образцу возвели еще двадцать две тюрьмы — в Весьегонске, Вязьме, Царицыне и других городах. В бурные годы XX в. многие тюрьмы исчезли, так что волгоградская является своеобразной архитектурной редкостью.
В самом верхнем этаже ее центрального здания и была устроена в 1886 г. церковь во имя св. апостола Андрея Первозванного. После революции храм закрыли, а учреждение в 1934 г. переименовали в тюрьму № 1 УНКВД по Сталинградской области. Многие священнослужители и миряне в годы гонений на веру содержались в ней, для некоторых она стала последним пристанищем.
Множество трагичных страниц ее истории связано и со Сталинградской битвой. Председатель Дзержинского исполкома Т.С. Мурашкина вспоминала: «Одна бомба разорвалась в здании тюрьмы. Заключенных в ней не было, но в нижнем этаже, под массивными сводами бывшей тюремной церкви, укрывалось, как в бомбоубежище, много людей. Под осевшей стеной мы обнаружили девушку лет восемнадцати, Нину Петрунину. Она, должно быть, пыталась выползти из-под развалин, и ее придавило. Обе ноги девушки были раздроблены выше колен. Никогда не забуду её красивого лица, вьющихся волос. Она смотрела с такой доверчивостью и надеждой на наших бойцов, а они не знали, как ей помочь. Полуразрушенная стена едва держалась. Казалось, достаточно подойти к ней, и она совсем обрушится. Решено было во что бы то ни стало спасти эту девушку. Шесть дней продолжалась смертельно опасная работа. Бойцы осторожно выбивали из стены по одному кирпичику и одновременно ставили подпорки. Все эти дни девушка лежала, придавленная стеной. Возле неё непрерывно дежурили врачи, рядом сидела мать. Девушка была в полном сознании. Её кормили, давали ей наркоз, чтобы облегчить невыносимые страдания. Просыпаясь, она спрашивала: «Ну, когда же меня вытащите?» Наконец её вытащили. Нина считала себя спасённой и не верила такому счастью. «Неужели я буду жить?» — говорила она. Мы сделали всё, чтобы сохранить ей жизнь. Но после операции ей пришлось ампутировать обе ноги. Нина умерла. Весь район переживал её смерть, хотя смерть тогда не казалась уже страшной – к ней привыкли. … Сейчас, когда вспоминаешь, как всё это было, поражаешься – с какой планомерной жестокостью враг уничтожал наших людей, и как самые простые советские люди не щадили себя для того, чтобы спасти любого незнакомого человека».
Захватив эту часть города, немцы разместили в крепком здании, которое называли почему-то «женской тюрьмой ГПУ», свои штабы и другие подразделения. По данным советской разведывательной сводки от 16 декабря 1942 г.: «Как отмечалось ранее, лагерь военнопленных находится в здании бывшей городской тюрьмы. Всего пленных в этом лагере было свыше 300 человек. За последнюю неделю число пленных значительно сократилось. За короткое время умерло до 100 человек военнопленных от голода, издевательства со стороны немцев и непосильной работы. Многих немцы расстреливали без всякого повода».
27 января 1943 г. сюда прибыл к своим генералам командующий немецкой группировкой Паулюс, уговаривавший их продолжать сопротивление. Но буквально через пару дней разгромленные подразделения, засевшие в тюрьме, сдались в плен нашим войскам.
А геббельсовские пропагандисты лживо заявили в передаче германского информационного бюро «Трансоцеан», что «Немецкие солдаты, сплотившись вокруг Паулюса, оборонялись до последних сил против большевистских масс… Фельдмаршал фон Паулюс, захваченный в плен большевиками в здании ГПУ в Сталинграде, был серьезно ранен и уже за несколько дней до этого находился в совершенно беспомощном состоянии».
Уже в 90-е годы после восстановления тюремного храма первая Божественная литургия состоялась здесь в день апостола Андрея Первозванного 13 декабря 1998 г. А в октябре 2017 г. на фронтоне СИЗО № 1 установили кресты, и зданию был возвращён исторический внешний облик, созданный по замыслу архитектора.
Сергей Иванов, историк-краевед, кандидат философских наук
(744)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.