Проповедь митрополита Волгоградского и Камышинского, сказанная в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

Дорогие братья и сестры!

Я рад сегодня разделить с вами праздник престольного торжества в честь иконы Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, именуемой «Нечаянная Радость».

Я рад, что со времени моего последнего посещения здесь наблюдаются некоторые изменения, которые согревают сердце. Вот, икона изменила свое место пребывания, более украшена лампадками и молитвенным поклонением. Это очень радостно, что приход живой. Жизнь – это значит движение, изменение. От того, что мы осознаем, признаем свое несовершенство и стремимся в Абсолюту.

Сегодняшний праздник называется «Нечаянная Радость». То есть не ожидаемая, нежданная, как бы случайная. Сегодня мы слышали два Евангельских повествования, посвященных престольному торжеству и дню воскресному. В воскресном Евангелии мы слышали с вами об исцелении десяти прокаженных. Для них это тоже своего рода нечаянная радость. Сколько времени они, несчастные, изуродованные этой страшной болезнью, а еще душевными муками от осознания того, что они теперь отвержены всем обществом, родными и близкими. И не важно, какое они вчера занимали положение в обществе. Пусть самое высокое. Может, они были самыми богатыми в городе людьми – сегодня они НИЧТО. И звук бубенчика, который висит у них на груди, извещает об их ничтожестве.

Однако же, мы видим, что Господь по неизреченному Своему человеколюбию, дарует прощение и исцеление от грехов и прокаженным, и юноше, который ведет скверную жизнь и не понимает этого. И нам не странна милость Божия, потому что мы понимаем, что Божество в своей любви безгранично. Нам порой непонятно поведение наших собратьев: как же так? не десять ли исцелилось? Да девять-то где? Почему только один пришел поблагодарить? Почему этот юноша столько времени дерзал преклонять колено пред иконой Царицы Небесной, прежде чем пойти на скверное свое совершение? Здесь, видимо, психология человеческая, которая позволяет человеку совершать порой самые зазорные и скверные поступки, и в то же время ожидать не только прощения, а богатой милости.

Почему не вернулись прокаженные? Потому что они получили как бы должное и забыли об Источнике и Подателе Благих – Господе. Бог им как личность оказался не нужен. Он им нужен только как источник благ. Они себя воспринимали в системе отношений Бога и человека, как потребители, которым Бог обязан давать то, что они хотят. И даже страшная болезнь и мучения, не только физические, но и душевные, не смогли изменить сознания девяти. Они, получив дар, ушли вместе с ним, как с должным, удивляясь, почему не получили это раньше.

Вот и мы, дорогие братья и сестры, очень часто похожи и на прокаженных, и на сегодняшнего юношу. Согрешаем и не каемся. И мало сказать не каемся, но еще предъявляем некоторое требование Божественной Правде: а почему у меня не так, как у других? А почему я здесь чего-то лишаюсь, а я хочу. Будьте добры, дайте мне по моему желанию.

Откуда произрастает такая странная философия, такое поведение? От сердца человеческого, которое оказалось гордым. Вот гордость и есть причина этих неразумных поступков и поведения. А источником гордости является, мы с вами знаем, падший ангел Денница. И мы с вами, каждый раз совершая подобные действия, уподобляемся ему. А должны уподобляться Господу. Потому и называют святых Отцов Преподобными, что они стали подобны в максимальной степени, которая была им доступна, их человеческому естеству, Богу. По благодати, подобны по милосердию, по любви, состраданию, милости. И мы с вами, безусловно, ожидая милости от Божественного Спасителя и Его Пречистой Богоматери, должны и сами простирать милостивую десницу по отношению ко всему окружающему миру. Не вынося свой суд, потому что если бы Господь сейчас нас с вами судил, то наверно никто не остался бы вне осуждения. Но Господь пришел нас не судить, а спасать. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что, устрашая нас геенной огненной, устрашает нас не для того, чтобы нас ввергнуть в огнь вечный, а для того, чтобы мы избежали его, испугавшись будущих наказаний. Потому что если бы Он желал нас наказать и осудить, то не стал бы раскрывать нам свои тайны и замыслы, что Он осуждает, а дал бы нам насладиться грехом и внезапно бы взял в огненные клещи.

Но мы с вами, к сожалению, не всегда отзываемся разумно на милость и Божественную любовь Спасителя. Требуем и не изменяем своих поступков, дел, слов и мыслей.

Будем стараться в первую очередь благодарить Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь за все те блага, которые мы с вами имеем. За те блага, которых не имеют тысячи и тысячи людей, которые сегодня, мы знаем, в Африке и других местах мира голодают, живут в состоянии постоянной войны, потери близких. У некоторых нет крова над головой, они скитаются, страдают от стихии, которая разрушает их дома и всю их жизнь. А мы с вами под крылом Радости Божией, и этого совершенно не ценим. Начнем изменять свое сознание и восприятие жизни. Не искать для себя, а искать возможность, что мы можем сделать для других. Искать возможность изменить свою жизнь к лучшему. И никогда не считать, что мы достигли совершенства, потому что это уже конечный этап — это омертвение, окаменение личности. Даже в Царствии Небесном, мы знаем, Ангелы восходят от Силы к Силе. Потому что Бог – бесконечность. Бесконечная Любовь и Совершенство. И каждый, пребывающий в Боге, может совершенствоваться бесконечно.

Будем же и мы стремиться к этой бесконечной Любви, чтобы нам ее стяжать. И чтобы узнали, что мы ученики Христовы, потому что имеем любовь между собой.

С праздником вас, братья и сестры!

22 декабря 2019 года

Церковь «Нечаянная Радость»

(630)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели