Рождественское послание митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора 2019/2020
«Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся,
Ангели и человецы духовно да торжествуют,
яко Бог во плоти явися»
(стихира на литии в праздник Рождества Христова)
Возлюбленные о Господе всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником рождения по плоти от Духа Святого и Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!
В эти святые дни мы вновь слышим в наших храмах радостное пение: «Христос раждается, славите!» – и вновь с трепетом и благоговением переживаем великую благочестия тайну — тайну Боговоплощения. «Вошел Царь Небесный в земной вертеп, и вошло с Ним все Его воинство и Его чин небесный; вошло с Ним Небо со всем своим небесным величием. В этот час Сам Бог с воздушного Неба переселился в Вифлеемский вертеп», — пишет святитель Димитрий Ростовский о Рождестве Христовом (Поучения и слова). А преподобный Максим Исповедник объясняет нам, что «таинство Воплощения Слова содержит в себе смысл всех загадок и образов Писания и всего умопостигаемого творения» (Главы о богословии и Домостроительстве воплощения Сына Божия).
Нет в земной истории более знаменательного события, чем пришествие в мир Божественного Сына. Человечество, погрузившееся в пучину греха и утратившее живое общение со своим Создателем, на протяжении многих веков напряженно искало Бога. В ответ на эти усилия, в ответ на устремленные к небу человеческие сердца и руки, Господь явил Свою Отеческую любовь к падшему творению и Сам простер нам Свою спасительную десницу. Свершилось то, о чем пророчески возвещал псалмопевец Давид: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина воссияет от земли и правда с небес явится» (Пс. 84:11-12). Ныне Младенец родился нам — Сын Божий дан нам (ср. Ис. 9:6), «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
В Богомладенце Иисусе встретились Бог и человек, соединилось небесное и земное, исполнились чаяния всех народов, всех потомков Адама. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «… день Рождества Христова есть важнейший из всех праздников, мать всех праздников, начало и основание их… Ибо к чему праотцы так сильно стремились, что пророки предвозвещали, что праведники желали видеть, – все это совершилось в день Рождества Христова: Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми» (Творения, Т. I, II).
Обращаясь сегодня к словам евангельского повествования, которые живо рисуют перед нами обстоятельства рождения Богомладенца, мы мысленно переносимся в благословенные пределы Вифлеема. Нашему взору открываются убогий вертеп — пещера и ясли — кормушка для скота, которые стали теперь центром всего мироздания. Именно здесь неприступный Бог повивается не облаками и укрывается не огненными крилами Серафимов, а руками людей, соломой и ветхой тканью. Однако, взирая на божественное смирение, многочисленное Небесное воинство не прекращает славословить Творца вселенной, чтобы побудить и людей к Его достойному почитанию. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14), – слышим мы ангельский гимн о преславном Рождении Царя Царствующих и Господа Господствующих. Если Небожители так радуются и торжественно прославляют Бога не за их освобождение, а за наше спасение, то с какою ревностью должны мы прославлять Того, Который уничижил Себя и во всем, кроме греха, уподобился человеку: испытывал голод и жажду, был гоним и преследуем, чувствовал усталость и боль, радовался и скорбел. Мы знаем, как далеко простерлось это снисхождение – «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Преподобный Макарий Египетский говорит: «Беспредельный, неприступный и несозданный Бог… как бы умалился в неприступной славе, чтобы можно было Ему войти в единение с видимыми Своими тварями… и возмогли они быть причастными жизни Божества» (Духовные беседы). Все это уподобление ни для чего иного, как для того, чтобы человечество, приобщившись божественной природе, смогло приобщиться и вечной жизни. Христос «воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти и плоть обессмертить», — говорит великий отец Церкви святитель Григорий Богослов (слово 45, на святую Пасху).
Внимательно всмотримся в таинственный смысл Христова воплощения. Оно во всем сообразно Божественному промыслу о человеке. Спаситель показал нам невообразимое величие и достоинство нашего естества. Рассуждая на эту тему, митрополит Антоний Сурожский восклицает: «Если Бог мог сущностно стать Человеком, неужели мы не понимаем, как велик человек? Неужели не понимаем: человек так велик, что Бог может стать Человеком и человек остается собой? И что так велика тварь, которую Бог призвал к бытию, что человек может вместить в себя Бога? И что вещество, наша плоть, наша кровь, кость наша, всё вещество наше способно быть Богоносным, соединиться с Божеством и остаться собой? И явиться нам в славе, величии, которого мы не видим, но которое видит Бог, ради которого Он нас сотворил и все сотворил?» (Проповедь на Рождество Христово из книги «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа»). Это значит, что если только мы захотим приобщиться Божеству, захотим стать едиными с Богом, нам не надо искать чудес, нам нужно просто стать человеком в истинном смысле этого слова, человеком «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).
Последуем Его тихому и кроткому призыву взойти от земли к небесным, отверзем наши сердца, дабы и они, быв пещерой земных страстей, восприняли кротость Христа и стали Небом. Будем Его провозвестниками, неленностными делателями Божественных заповедей. Будем солью земли и светом мира (ср. Мф. 5:13—14), своими делами и самой жизнью свидетельствуя ближним и дальним о Христе, Который есть единственно верный Путь, непреложная Истина и подлинная Жизнь (ср. Ин. 14:6).
Сердечно поздравляю всех Вас, возлюбленная моя паства, с душеспасительным Праздником Рождества Христова и новым летом благости Божией! Пусть Божественное благословение, милость и мир Богомладенца Христа всегда пребывают в ваших семьях и с каждым из вас.
(185)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.