Празднование Крещения Господня в Царицыне и Сталинграде
Одна из публикаций первой газеты нашего города – «Волжско-Донского листка» от 8 января 1897 г. дает нам возможность узнать о том, как раньше праздновалось Крещение. Газета пишет: «6 января, в день Богоявления Господня, обедня в соборе (имеется в виду Успенский собор на набережной) началась в 7 час. Храм к началу звона до того был переполнен молящимися, что самого о. протоиерея Флегматова можно было провести в алтарь только при помощи полиции. Затем проникнуть в собор уже не представлялось возможности, даже паперть и та была переполнена народом. В 9½ часов утра началось шествие святыни на Иордань, устроенную на Волге прямо против Успенскаго собора и Троицкой церкви. Иорданская сень была вырублена изо льда: престол, на нем ковчег, чаша и евангелие, по бокам престола два трисвечника и семисвечник – все это вырублено из льда очень искусными руками и окрашено в соответствующий цвет, а на евангелии очень хорошо нарисовано изображение Благовещения. Пред престолом был устроен для духовенства особый помост, устланный зеленым сеном. Погода стояла благоприятная, теплая, масса народа, сопровождавшая церковное шествие, расположилась частию около Иорданской сени, а большею частию усеяла собою берег и всю возвышенную часть набережной. Здесь-же расположилась и местная команда с заряженными ружьями во главе с поручиком Г.И. Матросовым. Над Иорданью реяли голуби. При погружении креста в воду и при пении «Во Иордани крещающуся Тебе, Господи» раздавался несколько раз залп из ружей. Освящение воды окончилось в 10 часов, после чего процессия при колокольном звоне двинулась обратно в храмы. Некоторые купались в полыньях».
Чуть ниже следует другая заметка: «Купающихся в день Крещения Господня на Волге, по обыкновению, было довольно много обоего пола и разных возрастов. Дело не обошлось, конечно, без курьезов: одна, например, уже взрослая девушка, раздевшись, отдала свою одежду какой-то женщине подержать; но в то время, когда купальщица погружалась в прорубь, женщину с одеждою оттеснил народ и бедная девушка, вышедши из воды, долгое время вынуждена была бегать и искать свое одеяние… Положение оказалось критическим».
Добавим еще, что духовенство всех храмов обязательно посещало своих прихожан со Св. Крестом в праздники Пасхи, Рождества Христова и Богоявления Господня».
В советское время, власти начали гонения на христианские праздники, собиравшие тысячи верующих. Уже в советской газете «Борьба» 21 мая 1925 г. опубликовали «Обязательное постановление № 41 Сталинградского Губисполкома о религиозных шествиях и совершении религиозных обрядов на улицах и площадях». Согласно этому документу любые массовые шествия и обряды допускались лишь с письменного разрешения местных органов власти, которые при выдаче разрешений руководствуются ст. 5 декрета об отделении церкви от государства». За нарушение постановления предусматривался штраф до 300 руб. или принудительные работы до 3-х месяцев. А в 1938 г. Сталинградское книжное издательство даже выпустило книгу «Весенние и летние религиозные праздники. Их сущность и вред» (вероятно, вред зимних православных праздников пропагандисты должны были доказать в следующем отдельном издании).
Но, несмотря на все десятилетия запретов и преследований, уже после окончания Великой Отечественной войны верующие помнили о великих христианских праздниках. Так, например, зимой 1947 г. в селах Рудня и Елань Сталинградской области по 2500 человек отправились крестным ходом с хоругвями и иконами на реку для водосвятия, где пускали голубей и стреляли из ружей. В г. Камышин ходили на Волгу 4000 человек, а в поселке Красная Слобода напротив Сталинграда на водосвятие пришли более 5000 верующих (здесь выпустили нескольких голубей и произвели два выстрела). Вскоре началась эпоха хрущевских гонений на Церковь, и властям пришлось снова принимать специальные решения о запрете крестных ходов.
историк-краевед, кандидат философских наук Сергей Иванов
(156)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.