Жизнеописание Андрея Ивановича Попова-Проскурнина — местночтимого Андрея (Андрюши) Царицынского-Сталинградского-Волгоградского
Много теплых откликов вызвала публикация в ноябрьском номере «Царицына православного» воспоминаний священника Василия Изюмского о блаженном Андрее Царицынском. Сегодня по вашим многочисленным просьбам мы публикуем более подробное жизнеописание этого удивительного человека — Андрея Ивановича Попова-Проскурина, в Православной Церкви именуемого как прозорливого Андрея (Андрюши), чье имя овеяно в нашем городе многочисленными легендами.
Благословение на подвиг юродства он получил от духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского — Марфы Царицынской. Всю свою жизнь Андрей Иванович провел в скитаниях, страданиях и лишениях Христа ради, за что Господь щедро наградил его духовными дарованиями: даром прозорливости и исцеления. Тысячи людей получили от него духовную и телесную помощь.
Многих сталинградцев-волгоградцев он вернул в лоно Православной Церкви, благодаря своему дару слова, прозорливости и способности исцелять людей. Даже после своей блаженной смерти он и сегодня не перестает помогать людям. Нередко можно услышать от людей, обращавшихся к нему, о свершившихся чудесах по молитвам блаженного старца.
Блаженны нищие духом,
ибо их есть Царство Небесное…(Мф. 5:3)
Начало двадцатого столетия прошлого века для России ознаменовалось многими историческими событиями. Россия пережила три революции: 1905 года, Февральскую и Октябрьскую 1917 года, Русско-японскую войну 1904-1905 годов, Первую мировую войну 1914-1918 годов, Гражданскую войну, гонения на Православную Церковь, Вторую мировую войну, Великую Отечественную 1941 -1945 годов и т.д. Многие люди, жившие в России в XX столетии, стали участниками и очевидцами этих эпохальных событий. Одним из таких был Андрей Иванович Попов-Проскурин, в Православной Церкви именуемый как прозорливый Андрюша.
Родился Андрей Иванович в селе Солодчи Иловлинского района Сталинградского края (ныне Волгоградской области) в 1893 году. Его отец, Иван Проскурин (отчество неизвестно), работал кучером у местного помещика. Мама Андрея Ивановича занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. В семье Проскуриных было два ребенка. Андрей и его старший брат — Иван (Иван Иванович Проскурин). Скоропостижная смерть отца навсегда изменила привычный уклад семьи. Одинокая вдова, устроившись работать в наем, так и не смогла прокормить двоих детей. И вскоре попросила свою сестру, Татьяну Мананкову, взять на воспитание младенца Андрея. Именно родная тетя воспитала и вложила в душу маленького Андрюши любовь к Богу и Православной Церкви.
Сведения о детстве и юношестве Андрея Ивановича отсутствуют. Известно лишь то, что в юности он обучился профессии маляра и работал по найму (кустарем). Был глубоко верующим человеком и духовно окормлялся у известной Марфы Царицынской, которая в свою очередь благословила его на подвиг юродства и дар прозорливости.
Многие скорби и притеснения претерпел Андрей Иванович, неся свой христианский Крест. Всю свою жизнь он оставался одиноким человеком, скитался по домам верующих людей, терпел лишения и унижения Христа ради.
Православно-христианская жизнь в Царицыне — Сталинграде в довоенное время (до Второй мировой войны)
в привычных нам современных представлениях не существовала. Сотни тысяч верующих людей (архипастырей, священников, диаконов, мирян) были привлечены к уголовной ответственности и признавались в атеистическом обществе «врагами народа», «опасными элементами», подрывающими основы государственности. Большинство из них были впоследствии расстреляны. Большинство храмов в Царицыне- Сталинграде, как и во всей Сталинградской (ныне Волгоградской) области, были взорваны, разрушены или использовались под хозяйственные нужды.
В одном из многих уголовных дел по Сталинградской области за 1935 год есть дело, в котором упоминается Андрей Иванович Попов. Согласно материалам дела, он входил в религиозно-монархическую группировку и был осужден советской властью за свои убеждения.
Вместе с ним были также осуждены еще двадцать четыре человека. Среди них была известная в Сталинграде духовная дочь и восприемница Марфы Царицынской Татьяна Михайловна Решетникова, благодаря которой в Сталинграде теплилась православно-христианская жизнь. Многие верующие люди, зная о ее особом даре молитвы, просили помолиться за них Богу, чтобы их не причислили к кулакам, не трогали скотину и т.д. Именно по ее поручению Андрей Иванович на протяжении многих лет посещал дома, квартиры верующих людей в Сталинграде и Сталинградской области.
Андрей Иванович имел прописку в Бекетовке, в доме своей дальней родственницы Татьяны Васильевной Шереметьевой (близкой подруги Татьяны Михайловны Решетниковой), но фактически проживал в Сталинграде у Василия Ивановича Капустина. И лишь иногда оставался на ночлег в доме Татьяны Васильевны, когда у нее собирались верующие люди, большинство которых работали на «Красном Октябре».
Много раз Андрей Иванович бывал в Городище и останавливался у Елены Петровны Свиридовой и Анны Семеновны Ведменской-Шишкиной (родной сестры блаженной Марфы Царицынской), Галины Санкрутовой, Степаниды Лавровой и др. людей. В этих поездках его иногда сопровождала Елизавета Мироновна Красненкова (Краснова), ближайшая соратница Татьяны Михайловны Решетниковой, которая помогала Андрею Ивановичу в его работе, читала Священное Писание и святоотеческие книги.
Также Андрей Иванович посещал село Рынок и останавливался у Павла Зиновьевича Сидельникова (церковного старосты), у Анны Алексеевны Сидельниковой .
В селе Орловка он бывал в гостях у Пелагии Константиновны Понкратовой, у священника Порфирия (Порфирия Петровича Иванова), и у священника Иоанна (Ивана Моисеевича Бирюкова). Оба знакомых священника Андрея Ивановича были верными сынами Церкви и придерживались Сергиевской ориентации, т.е. не были сторонниками обновленческого раскола.
Во время посещения Андреем Ивановичем этих мест к нему съезжалось множество народа. Дело в том, что в церковной среде уже в то время существовало устойчивое мнение о его прозорливости, многие люди при встрече с ним целовали ему руки. На этих собраниях Андрей Иванович молился, пел духовные песнопения вместе с пришедшими людьми, произносил проповеди, отвечал на их многочисленные вопросы. Основными темами разговоров были: недовольство людей советской властью, непомерными налогами, раскулачивание крестьян, навязывание атеистического мышления и образа жизни.
Лейтмотивом проповеди Андрея Ивановича было исповедование православно- христианской веры и образа жизни. Сам он часто посещал богослужения и был уверен в том, что без Церкви не возможно человеку спастись. Интересно отметить, что его переезды в различные места были связаны с богослужебным календарем.
Известно также, что политические взгляды Андрея Ивановича были монархическими и антисоветскими. Например, он говорил о том, что не следует вступать в колхозы, на которых, по его мнению, лежала печать антихриста, и которые, в конечном счете, не решат проблемы голода в стране. Он был ярым противником идей нового строя и считал, что в скором времени в России произойдет политический переворот, к власти придут «белые генералы», и будет восстановлена царская власть.
Так на вопрос следователя: «Почему Вы вели подобную контрреволюционную деятельность?» Андрей Иванович отвечал: «Потому что царская власть лучше, всем хватало хлеба, всем жилось хорошо».
За свои политические и религиозные убеждения 29 апреля 1935 года он был приговорен по 58 статье пункт 10 и 11 УК РФСР к тюремному заключению.
Сведения о дальнейшей жизни Андрея Ивановича практически отсутствуют. На сегодняшний день мы имеем лишь несколько живых свидетелей его жизни в Волгограде. Одна из них Валентина Григорьевна. В своих воспоминаниях о блаженном Андрее она пишет, что когда он вернулся из заключения и жил в их семье, то показывал ей многочисленные шрамы на голове и рассказывал, как жестоко его мучили и били во время следствия и пребывания в тюрьме.
Эти сведения во многом объясняют характер показаний Андрея Ивановича во время следствия, различие и нечеткость подписей в конце документов. Учитывая тот факт, что он был человеком безграмотным, следует с большим скепсисом относиться к имеющимся показаниям в его уголовном деле.
Одной из причин его ареста, как сообщает Валентина Григорьевна, стало его пророчество о грядущей войне с Германией. Пророчество Андрея Ивановича состояло в том, что однажды он купил полный зембель (сумку) спичечных коробок и долгое время ходил по улицам Сталинграда, пока его не остановил милиционер с вопросом: «Зачем тебе столько спичек?» На что он ответил: «Станции поджигать…»
Для того чтобы понять насколько было опасно в то время говорить о войне с Германией, достаточно вспомнить, что период с 1930-1953 г.г. были названы в нашей исторической науке «эпохой тотального террора» и временем «тотальной партийной цензуры». Как известно, именно в этот период, а именно, 23 августа 1939 года был подписан секретный советско-германский договор о ненападении и дальнейшем разделе Европы. Любые разговоры о надвигающейся войне с Германией воспринимались как политическая провокация. Но, несмотря на имеющиеся запреты, Андрей Иванович многим жителям Сталинграда многократно предсказывал о грядущих страшных переменах.
Как мы знаем, его пророчество сбылось практически буквально, город был выжжен до основания. Немецкая авиация разрушила город, уничтожила более половины жилого фонда довоенного Сталинграда, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами. Ситуация усугубилась тем, что после фугасных бомб германские бомбардировщики сбросили зажигательные бомбы. Образовался огромный огненный вихрь, который дотла сжёг центральную часть города и всех его жителей. Пожар перекинулся на остальные районы Сталинграда, так как большинство зданий в городе были построены из дерева или имели деревянные элементы. Температура во многих частях города, особенно в его центре, доходила до 1000 С.
Еще одно пророчество Андрея Ивановича, которое хорошо помнит Валентина Григорьевна, касалось двух ее ближайших родственниц. Они очень хотели знать, кто у них родится: мальчик или девочка? На что прозорливый Андрей ответил, что родится «обезьянка» и хулиган. В положенное время у одной из родственниц родилась девочка с тяжелой формой ДЦП, а у другой родился мальчик с трудным характером.
Другой пример. Одна из многочисленных женщин, приходивших за советом и благословением к Андрею Ивановичу уехать к дочери, получила отрицательный ответ, но не послушала его совета и во время переезда внезапно умерла.
Одно из свидетельств С. Девятовой: «В послевоенное время одна верующая женщина услышала от одного старца вопрос, почему она пустилась в столь дальнее путешествие, ведь у них в городе живёт прозорливый старец Андрей, к нему бы и следовало обращаться за духовной помощью. Когда старец стал просить женщину передать подвижнику книгу, та смутилась, возразив, что не знает, где его искать. В ответ услышала, что блаженный Андрей её сам найдёт. Так и случилось, когда она вернулась в город, на вокзале к ней подошёл старичок. (Женщина обратила внимание на то, что он бедно одет, и в душе пожалела его.) Каково же было её удивление, когда он сам протянул руки и попросил передать ему книгу, которую, она везла ему в подарок».
Помимо пророческого дара, Андрей Иванович обладал даром исцеления. После переезда семьи Валентины Григорьевны из Сталинграда в Красную Слободу (современный Краснослободск) — по причине бесконечных подрывов мирных жителей на оставшихся боеприпасах в городе — тяжело заболели малярией все три ребенка в семье. Особенно тяжело переносила болезнь Людмила — семилетняя старшая сестра Валентины Григорьевны. Как известно, в то время малярийная болезнь считалась смертельным заболеванием.
В семье было принято решение пригласить Андрея Ивановича к себе домой. Благодаря усилиям бабушки Валентины Григорьевны, долгожданный гость скоро появился на пороге их дома с арбузом в руках. Все его «лечение» состояло из нарезанного арбуза, который он привез больной девочке, и его слов: «Ешь! Все будет хорошо». Уже на следующий день девочка пошла на поправку и вскоре совершенно выздоровела. В семье это событие восприняли, как настоящее чудо.
Для выздоровления других детей Валентины, у которой к тому времени из-за малярии и голода развился цирроз печени, и Михаила, который тоже болел малярией, Андрей Иванович посоветовал родителям на время переехать из Сталинграда в Ростовскую область в станицу Романовскую. После переезда все дети полностью выздоровели.
Самой Валентине Григорьевне прозорливый Андрей предсказал, что она станет врачом, кратко сказав ей в юности: «Лечи». На сегодняшний день Валентина Григорьевна — врач с многолетним стажем.
Из беседы Светланы Девятовой с жительницей Волгограда Светланой Павловной нам стало известно, что, когда в их дом приходил Андрей Иванович, собиралось много верующих людей. Одни обращались к подвижнику с вопросами о своей судьбе, как правильно поступить в той или иной ситуации, другие просили наставлений в духовной жизни. Светлана Павловна многократно становилась свидетельницей разговоров Андрея Ивановича с людьми, когда он, беседую с одним человеком, говорил ему о прошлых событиях его жизни и тут же, обратившись к другому человеку, предупреждал его о грядущих событиях. По причине того, что Андрей Иванович всегда говорил о Боге и о вере, многие люди называли его пророком, некоторые святым, хотя с виду он был обычным человеком.
Светлана Павловна хорошо помнит следующий случай: «Однажды к нам зашла соседка — баба Нюра из двадцать седьмой квартиры. Андрей Иванович, поздоровавшись с ней, настоятельно предложил ей попить чаю. Однако баба Нюра, сославшись на ремонт в доме, спешно засобиралась домой. На что блаженный Андрей тихонечко ей сказал: «Беги, беги, сейчас «скорая» приедет». Так и случилось. Во время покраски потолка она упала и сломала шейку бедра. Пришлось вызывать скорую помощь».
Светлане Павловне он предсказывал события, которые должны были произойти в далёком будущем: «А тебя жареный петух очень больно клюнет, но не скоро». Через двадцать лет, имея несколько ожогов от пожара, она вспомнила слова блаженного о «жареном петухе».
Ее бабушке Андрей Иванович предсказал встречу с близким человеком, который пропал без вести в Гражданскую войну. В 1965 году, через сорок восемь лет расставания, ее муж вернулся домой, и после этого до конца жизни они были неразлучны.
В 1957 году семья Валентины Григорьевны вернулась в Сталинград и поселилась в скромном домике с летней кухней на Ангарском поселке. Все члены семьи приняли единодушное решение, пригласить жить к себе Андрея Ивановича. В скором времени он дал на это свое согласие, но поселился не в доме, а в летней кухне, где и прожил до конца своей жизни. Долгие годы Андрей Иванович молился и работал звонарем в Казанском соборе города Волгограда. К сожалению, сведений о его жизни в этот период нет.
Умер блаженный Андрей зимой 1967 года в результате обширного инфаркта миокарда. По рассказам очевидцев, произошло это после Божественной литургии, когда он возвращался домой. По дороге он часто останавливался и держался рукой за сердце. Дойдя до калитки дома, он сел в сугроб и тихо отошел к Богу. Отпевали его в Казанском соборе при большом стечении народа. Похоронили блаженного Андрея недалеко от его духовной наставницы Марфы Царицынской на Центральном кладбище города Волгограда. Рядом с ним похоронен родной брат Валентины Григорьевны — Михаил Григорьевич Хромченко, который до самой смерти блаженного Андрея ухаживал за ним. И завещал своим родственникам похоронить его вместе с ним.
До сегодняшнего дня тропинка к его могиле летом не зарастает травой, а зимой очищена от снега, по причине того, что множество людей каждый день приходят к нему, прося у прозорливого старца благословения и его святых молитв.
Особую благодарность за помощь в воссоздании биографии Андрея Ивановича Попова-Проскурина мы приносим начальнику УФСБ России по Волгоградской области А. Н. Гулевскому, сотрудникам архива УФСБ России по Волгоградской области, а также жительнице Волгограда Брениной Валентине Григорьевне.
Журнал «Царицын Православный» №8, декабрь 2019
(1664)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.