Слово Святейшего Патриарха Кирилла в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы

Фото с сайта Патриархия.ru

4 марта 2020 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Пост, молитва, покаяние, милосердие — это те средства, c помощью которых человек способен духовно преобразить свою жизнь, стать иным. Собственно говоря, цель поста и заключается в том, чтобы мы разорвали цепь нашей обыденной жизни, те оковы, которые связывают нас с прежними привычками, наклонностями, сложившимся образом жизни.

Пост вторгается в нашу жизнь — и дисциплиной, связанной с ограничениями в пище, и обычаем как можно чаще посещать храм Божий, присутствовать на богослужениях, достаточно протяженных по времени. Все это не укладывается в обычную жизнь большинства людей. Можно сказать, что пост — некая шоковая терапия, когда необходимо в медицинских целях словно встряхнуть человеческий организм, чтобы он заработал иначе. Пост — это некая встряска нашего сознания, воздействие на нашу волю, на наши чувства, с тем чтобы мы осознали необходимость подлинного изменения своей жизни.

Когда мы говорим о том, что пост, покаяние, молитва, милосердие есть средства воздействия на нашу душу, мы как бы выстраиваем программу своей религиозной жизни, причем ту, что нельзя нарушать, — это совокупность обязательных правил. Не может быть подлинной религиозной жизни без покаяния, без осознания своих грехов, а если человек не осознает своих грехов, то его нельзя назвать верующим.

Мне нередко приходилось встречаться в своей жизни с теми, кто на первой своей исповеди с недоумением реагировал на вопросы: в чем вы хотите покаяться? какой грех вас тяготит? Ответ, сперва казавшийся мне совершенно неожиданным, потом уже стал привычным: «Да я, собственно, ни в чем не согрешаю, живу как все». Это означает, что в сознании многих людей грех — это несомненное преступление, равное преступлению против человеческих законов. Однако можно быть грешником, не нарушая ни одного человеческого закона, будучи вполне респектабельным членом общества, ведь и респектабельный человек может нарушать самый главный закон, по которому мы должны жить, — закон Божий.

Для того чтобы действительно стряхнуть с себя наслоение обыденной греховности, нам нужны некие решительные действия. И пост с его продолжительными богослужениями, наполненными великими смыслом, с молитвами, песнопениями и чтением Священного Писания помогает нам как бы со стороны посмотреть на самих себя и подвергнуть себя более или менее объективной оценке. А без этой объективной оценки не может быть подлинного покаяния, ведь объективная оценка предполагает обнаружение в себе грехов, неправды, несовершенства, злых слов и злых дел, которые мы обращали или обращаем в адрес своих ближних.

Для того чтобы возрастать в молитве, в подвигах, мы должны не только памятовать о том, что нам необходимо совершать, но и пытаться осуществить это в своей жизни. Сделать это очень и очень непросто, потому что одно дело мысль и даже молитва, а другое — осуществление возвышенных мыслей, осуществление заповедей Божиих в своей повседневной жизни. Великий пост и предлагает нам соединить возвышенную теорию христианства с практикой нашей жизни.

Не всегда это просто. Не всегда человек способен подкрепить свою веру реальным благочестием. Но Великий пост и является тем временем, когда мы должны найти в себе силы — силу разума, силу воли, силу чувств, — чтобы попытаться осуществить возвышенные нравственные требования христианства в своей жизни. Великий пост предлагает нам значительно ограничить себя в том, к чему мы привыкли, он требует от нас напряжения сил.

Как бы человек ни пытался искусственно напрячь себя, ничего из этого не получится. Поэтому подлинный пост, который предлагает Церковь, далек от всякой искусственной экзальтации. Мы знаем, что практика искусственной экзальтации представлена во многих культах и религиях. Но эмоции быстро приходят и быстро уходят, и никаким эмоциональным воздействием невозможно сформировать в жизни человека устойчивое присутствие добродетелей. Но Господь открывает нам удивительную возможность — через молитву, через пост, через милосердие стяжать в своем сердце возвышенные чувства и способности, которые, реализуясь в нашей жизни, действительно изменяют ее к лучшему.

Покаяние — это изменение нашего ума, нашей воли, это освящение наших чувств; и таким покаянием должен быть наполнен Великий пост, коим мы приуготовляем себя к встрече со Светлым Христовым Воскресением. Аминь. Со средой первой седмицы всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник Патриархия.ru

(96)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели