История фронтовой фотографии
Несколько лет назад на просторах Интернета я нашел интересное фото военных лет – двое офицеров в полушубках стоят на фоне полуразрушенного храма, под фигурами – подписи «Белугин, Котов», а наверху – «Академич. ул. Сталинград Янв. 43».
Сначала подумалось, что наконец-то удалось найти вид Рождество-Богородицкой церкви Царицынского отделения Балашовского Покровского женского монастыря, которое располагалось вдоль по ул. Каширской (ныне Циолковского) между улицами Елецкой и Изюмской. На плане Царицына из путеводителя П.С. Феокритова «Спутник по реке Волге» 1905 г. выпуска этот храм даже указан и находится почти напротив современного входа в Архитектурный университет на линии трамвая. Он перестраивается из каменной часовни, поставленной купцом И.В. Калининым в 1868 г. в память о спасении в апреле 1866 г. императора Александра II от покушения Каракозова.
Затем в архиве фотографий, присланных в Волгоград родственниками военного фотографа Валерия Федоровича Булычева, удалось найти еще одно фото с этим храмом тоже от января 1943 г. Здесь изображен лейтенант с медалью «За отвагу» на груди.
На сайте краеведа Романа Шкоды «Царицын.рф» помещена статья Игоря Дубова с фотографией, на которой виден фрагмент с куполом и колокольней Успенской церкви, расположенной неподалеку от могилы железнодорожников – жертв гражданской войны.
На сайте «Царицын.рф» также содержится интересная статья Романа Шкоды «Старообрядческий храм», где его видно с пожарной каланчи 1-й части.
Еще в Интернете на сайте «Старообрядчество в дореволюционной России» выложена фотография «Внешний вид старообрядческого храма во имя Успения Пресвятой Богородицы в г. Царицыне-на-Волге Саратовской губернии» из журнала «Церковь» от 8 мая 1911 г. Идентичность некоторых архитектурных элементов позволяет сделать вывод о том, что на всех фото изображен один и тот же храм.
Точных данных о дате появления в городе первой старообрядческой церкви пока нет. Известный русский писатель Г.В. Гераков, посетивший
Царицын 5 июля 1820 г., писал: «Был в раскольничьем молитвенном доме; чисто, образов много, женский пол завесой отделен; Евангелие писанное».
Волгоградский историк О.Ю. Редькина, ссылаясь на публикацию в центральной прессе, указывает, что в 1884 г. в Царицыне была закрыта единственная староверческая молельня. Но, в «Астраханских епархиальных ведомостях» неоднократно рассказывается о работе в нашем городе в то время целых двух молелен.
Так, в 1886 г. они сообщали о ссоре двух богатых ктиторов-староверов Белокриницкой иерархии, «ратовавших между собою с 1880 года и также из-за молитвенных домов, как и в Саратове. В Царицыне главные двигатели дела Кирилл Мартынов Смирнов и Косьма Феодоров Михайлов. У перваго выстроена своя молельня на дворе. Противники их Алексий Егоров (Жаров – С.И.) и Вехов; у последняго тоже выстроена своя молельня на дворе, и вот из-за этих то молельней шла постоянная распря у ревнителей древняго благочестия. Смирнову хотелось, чтобы только его молельня существовала, а у Вехова была бы непременно закрыта; Жарову и Вехову, — в свою очередь, — самим хотелось того же, т.е. чтобы закрыть молельню у Смирнова». Древлеправославный епископ Саратовский и Астраханский Амвросий (в миру Александр Герасимович Гераськов) «несколько раз мирил враждующия стороны», но в итоге обе стороны перестали его принимать. Ставший новым епископом Паисий (в миру Прокопий Федотович Лапшин) был вынужден прожить в Царицыне несколько дней по 20 июня 1886 г., пытаясь примирить разногласия. Как писали «Астраханские епархиальные ведомости», «Осмотрев обе молельни, он нашел, что Смирнова молельня удобнее, сию же минуту написал строгое предписание о закрытии Веховой молельни, но увы! Как, скоро Паисий написал свое распоряжение, еще скорей пришлось ему разочароваться в исполнении своего повеления. Сторонники Вехова не замедлили явиться к Паисию в квартиру и наговорили ему таких колкостей, каких он еще никогда не слышал. В заключение всего депутация выразилась так: «ты, владыко, с таким твоим распоряжением, убирайся от нас поскорей, мы более тебя не признаем за своего епископа!»».
Председатель Царицынского генеалогического общества Е.В. Астафьев сообщил, что по данным саратовских архивов царицынский купец 2-й гильдии Алексей Егорович Жаров жил на Бережной ул. в 1893-1894 гг. А некий И.Н. Вехов в 1909 г. проживал на ул. Арзамасской в 200 квартале – это в районе современных «Волжских парусов» у здания ГосНИОРХ (начало ул. Калинина). Отметим, что староверы в основном селились во 2-й части города за Царицей.
Сайт «Жизнь общин» информирует, что древлеправославный храм (беглопоповцы) начал строиться в 1905 году при активном участии донского казачества и волжского купечеств и был освещен в 1907 г. Эта деревянная однокупольная церковь стояла на пересечении улиц Пугачевской и Грушевской (на территории нынешнего трампарка).
А весной 1909 г. в Царицыне по просьбе общины Древлеправославной Церкви Христовой старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию, епископ Саратовский и Астраханский Мелетий заложил новую церковь в местечке под названием Дар-Гора. Строилась она на средства богатого вольского торговца мукой и солью Ивана Васильевича Меркульева и местных купцов и была освящена 1 мая 1911 г. во имя Успения Пресвятой Богородицы.
У староверов белокриницкой иерархии имелся еще и молитвенный дом на ул. Козловской. В 1911 г. Андрей Иванович Меркурьев (возможно, Меркульев) подал в Строительное отделение Саратовского губернского правления проект о перестройке его в училище. Тогда же уполномоченный Анисим Шлейников от старообрядцев поморского согласия подал прошение о постройке школы и сторожки на углу ул. Скопинской и Царевской (т.е. также на месте современного трампарка).
Согласно акту от 19 апреля 1933 г. в Сталинграде функционировали: «7. Старообрядческая Белокриницкая церковь… 9. Старообрядческий молельный дом. 10. Греко-Российская Старообрядческая церковь (также Успенская, вероятно единоверческая – С.И.)». В 1939 г. Успенский храм белокриницкой иерархии закрыли и устроили в нем трамвайные мастерские. После войны власти запретили его восстанавливать, как и некоторые поврежденные храмы Русской Православной Церкви.
С.М. Иванов, историк-краевед, кандидат философских наук
(205)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.