«Все важнейшие события русской истории попадают на дни великих христианских праздников»
В этом году празднование Дня космонавтики совпадет с главным христианским праздником — Пасхой. Что станет объединяющим звеном в цепочке важнейших вех страны? Почему русская история становится яснее, если наложить церковный календарь на светский? Об этом, а также о важности Пасхи для каждого русского человека, о том, когда воссоединятся католики и православные и об истинных ценностях для каждого человека рассказал в интервью Накануне.RU главный редактор агентства «Русская народная линия» Анатолий Степанов.
Вопрос: В выпадении Пасхи на День космонавтики многие видят своего рода сакральность, которая объединяет оба праздника. Согласны ли Вы с этим?
Анатолий Степанов: С формальной точки зрения, конечно, совпадение. Это бывает не всегда: Пасха — переходящий праздник, он бывает в разные дни с начала апреля (ранняя Пасха) до середины второй половины мая (поздняя Пасха). Совпадение с Днем космонавтики или Днем Победы, естественно, носит случайный характер. Но со смысловой точки зрения это, конечно, имеет не просто сакральный, таинственный характер, а, в общем-то, я бы сказал, промыслительный.
Есть простой тривиальный вопрос и тривиальная мысль о том, что все наши великие предки были православными: великие русские полководцы, великие русские писатели, музыканты, композиторы, общественные и государственные деятели были православными — одно это заставляет задуматься: «А я-то кто? Если Суворов, Кутузов, святой благоверный воин Федор Ушаков, Чайковский, Пушкин, Достоевский были православными, мне-то кем быть?». Это если человек чувствует свою связь с ними. А если нет, то надо признать, что они были немножко недоразвитыми, а я, мол, — современный, просвещенный современной наукой.
Но дело ведь не в этом. Если наложить пасхалию, то есть празднование Пасхи и связанных с ней праздников, на русскую историю, на гражданскую историю, то мы придем к удивительным открытиям: все важнейшие события русской истории приходились на дни великих христианских праздников. Ведь русская государственность, по преданию, берет свое начало 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы. Этот день всегда отмечался как день русской государственности, призвания Рюрика.
В этот же день произошло важнейшее событие в русской истории, переменившее ее ход и ставшее с тех пор символом русской стойкости, русского единства, русской победы — Куликовская битва. Нельзя же, в самом деле, предполагать, что Мамай специально пришел ко дню празднования Рождества Пресвятой Богородицы, чтобы в этот день сразиться с русскими? Это, естественно, то, что в науке называется случайностью, а верующими — промыслительным. Бородинская битва произошла в день Владимирской иконы Божией матери, сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны — в день великомученика Пантелеймона, Невская битва — в день памяти Владимира-крестителя.
Если взять нашу недавнюю — советскую — историю, то и здесь мы видим то же самое. Великая Отечественная война, важнейшее событие советской истории — собственно, может быть, для чего и понадобилось Спасителю создавать советскую империю — для победы над фашизмом — началась 22 июня, в День памяти всех русских святых — всех святых, в земле российской просиявших. Смешно предполагать, что Гитлер специально знал и специально начал в этот день. Он руководствовался своей логикой, языческой, как говорят, мистикой. Но это совпало для России с этим праздником.
Во время окончания войны в 1945 году — опять же, это стыдливо пытаются даже сегодня, в эпоху свободы и отказа от коммунизма, замалчивать — Пасха праздновалась 6 мая. 6 мая, к тому же, в церковном календаре — праздник Георгия Победоносца. Представляете, какой мощный символ? Русские войска, предводимые русским воином Георгием Жуковым, берут Берлин. 6 мая он, фактически, взят, знамя водружено над Рейхстагом. В этот день церковь празднует победу жизни над смертью, Воскресение Христово.
Это мощнейший символ, который показывает, что Господь был с ними, с этими солдатами, воинами, которые защищали Россию, воевали против фашизма, это совпадение? Совпадений случайных не бывает, совпадений во всем. Мы стараемся добраться до смысла, порой потаенного и непонятного, по крайнее мере, логически ясного — почему это произошло?
Между прочим, еще одно совпадение, а быть может, Сталин специально это сделал: Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года, когда была знаменитая церемония бросания знамен, состоялся на день Троицы, величайшего христианского праздника, который знаменует основание начало церкви. Тут уже можно подгадать, нельзя говорить, что это было промыслительно. Может быть, Сталин, имевший религиозное образование и знавший церковный календарь, мог специально распорядиться, чтобы в этот день состоялся этот праздник. А вот что Пасха совпала с Днем Победы, не могло быть делом рук человеческих. Это, конечно, дело божественное. Поэтому для православного человека День Победы — День торжества православия, это день величайшего православного праздника, Воскресения Христова.
Воскресение Христово и воскресение России в 1945 году совпали. Поэтому тут таким, может быть, не прямым путем мы утверждаем праздник Победы как православный праздник. Поэтому действительно для государства объединяющим праздником может быть День Победы. Но День Победы для православных верующих — святой праздник.
Неслучайно на последнем Всемирном русском народном соборе Святейший Патриарх Кирилл говорил о преемственности, что на поле Куликовом, на Бородинском поле и на Прохоровском поле был один и тот же народ, одни и те же воины, стоявшие за Отечество. Одни и те же воины, которые жизни свои полагали за други своя. То есть, в общем-то, миссия, как они ее себе мыслили, даже и в советское время, солдаты с пилотками, на которых красовалась звезда, они защищали Русь Святую. У фашистов на бляхах было написано «С нами Бог», на их самолетах и танках было изображение креста, но Бог был с теми, кто под красной звездой защищал идеалы нравственности, правды, справедливости. Несмотря на то, что внешнего антуража христианства у них не было.
Поэтому, думаю, нет никакого противоречия, и глубоко промыслительно, что Пасха совпадает с Днем космонавтики, одним из символов советской эпохи. Думаю, что это должно заставить нас, чутких и внимательных русский людей, попытаться понять, осознать эту глубинную связь и увидеть, что противоречия между высшими достижениями советского государства и православным этосом служения ближнему, служения Отечеству нет никакого.
Вопрос: Пасха — праздник, в первую очередь, религиозный. Но сегодня его празднуют не только верующие, но и люди, которые в храм-то не ходят. Почему так?
Анатолий Степанов: Вы знаете, мы порой строго пытаемся подходить к современному человеку с какими-то завышенными нормами. Верующих, церковных людей, которые живут церковной жизнью, всегда было немного. Это всегда была «закваска», политическая элита и политическая масса.
Характерный пример, который любят приводить, что народ был якобы неверующим. 1917 год. Православная Россия. Тогда отменили обязательную исповедь и причастие. К причастию и исповеди пошли 7% солдат, бывших крестьян. Вот это закваска, люди, которые не по принуждению шли, сами. Остальные ходили под неким давлением. Давлением буквальным, когда нужно было, в Российской империи чиновник должен был хотя бы раз в году причаститься и принести справку. Это можно назвать казенщиной, формализмом, но насколько это был бы прогрессивный принцип сегодня? Если бы каждого чиновника обязывали хотя бы раз в году причащаться? Большинство из них не причащаются годами, десятилетиями. А тогда хоты бы была гарантия, что он раз в году все-таки пойдет к причастию, исповедуется, причастится и зафиксирует свою связь, не утратит внешнюю хотя бы связь с Христом. Может быть, потом, когда жизнь создаст тяжелые, непростые условия, он искренне обратится к Господу, и эта связь, которая не прервалась, позволит ему это сделать. А государство не может по-другому поступать. Государство может поступать формально, бюрократическими методами. Оно так и поступало.
И то, что сегодня число верующих людей, церковных людей, оно такое же, в этом нет ничего удивительного. Иногда говорят, ссылаясь на какие-то социологические опросы, что у нас 2-3% верующих. Я визуально вижу на протяжении десятилетия, как наполняется и меняется состав моего приходского храма. Вижу, что за 10-15 лет произошли колоссальные изменения. Численность верующих во время Великого Поста кардинально выросла, на порядок, в храм не протиснуться в эти дни. Во-вторых, стало больше мужчин и больше молодежи за эти 15 лет. Лучше всего это почувствовали наши враги. Отсюда вот эти провокации, которые постоянно предпринимаются со стороны воинствующих безбожников. Типа Pussy riot, «Тангейзера». Они чувствуют угрозу. Чувствуют, что православных становится все больше, и они требуют уважения к нормам православия, напоминают, что Россия, вообще-то, исторически, культурно страна православная и должна такой оставаться. Они устраивают провокации.
Вопрос: Как Вы думаете, как повлияет активная жизненная позиция церкви на отношение людей к православным праздникам? Насколько вообще в массовом сознании разделены понятия веры и церкви?
Анатолий Степанов: В идеале было бы хорошо, чтобы все русские крещеные люди были людьми церковными. К этому церковь стремится, развивая, по мере возможности, свое миссионерское служение, объясняя людям, что если ты — крещеный человек, то должен хотя бы не порывать свои связи с церковью. Но это, как я говорил, идеал, которого никогда не было. Быть может, в какие-то незапамятные времена, времена Московского царства, может быть, во времена крещения Руси святым князем Владимиром, может быть, какие-то краткие периоды были.
Но когда мы более-менее знаем историю по письменным источникам и можем себе представить XVIII, XIX, XX века, всегда было несовпадение.
Кончено, церковь стремится проповедовать слово Божие, напоминать крещеным русским людям, что если ты крещен, ты еще должен быть просвещен. Ты должен узнать основания своей веры и жить церковной жизнью. Для твоего же блага. Но нельзя ожидать тотального исполнения проповеди.
Давайте вспомним алгоритм крещения. Кстати, в этом году церковь будет праздновать тысячелетие преставления основателя нашей современной русской цивилизации, святого благоверного князя Владимира-крестителя. 15 июля 1015 года он скончался.
Во время крещения он обратился к народу примерно с такими словами: «Кто мне верит — крестись, становись справа от меня, а кто не верит, не хочет креститься, хочет сохранять верность своим языческим заблуждениям, тот свободен, может уходить в леса». Этот алгоритм всегда существовал в русском государстве. Пример главы, отца народа, главы государства. Ему следует элита, дружина царская, княжеская, бояре. Дальше этому примеру следует народ. Этот алгоритм должен и сегодня быть реализован. Сегодня, как мы видим, первые лица государства — люди, которые себя идентифицируют православными христианами, по крайней мере, мы на праздники их видим в храме. Но вот второй этап — с элитой — обстоит значительно хуже. Пока элита не следует примеру современных государей русских. Поэтому и с народом такие проблемы. Миссионерская пропаганда зависит в большей степени не от церковного слова, проповеди духовенства или епископата, а от личного примера политического руководства страны. Вот если они своим обращением, своим личным примером призовут, покажут, что, в общем-то, надо быть верующими, этот пример будет куда более заразительным. Этому учит наша история. А мы, в общем-то, дети своей истории.
Вопрос: Может ли в России, учитывая ее многоконфессиональность, зародиться нечто, что позволит преодолеть Раскол христианской церкви 1054 года?
Анатолий Степанов: Это должно произойти на Западе. Причем тут Россия? В 1054 году западная церковь откололась от полноты Вселенского Христианства, полноты Вселенского православия, правой веры христианской. Это именно так и трактовалось и понималось веками православным сознанием. Со временем католики, западные христиане этот раскол, который произошел по политическим, бытовым или культурологическим причинам, углубили вероисповедным, догматическим расколом, внесли изменения в догматику церковную, чем еще дальше отошли от православия.
Потом в западном христианстве произошел раскол на католиков и протестантов, сопровождавшийся тяжелейшими, кровавыми религиозными войнами. Раскол, который до сих пор не преодолен. А то, что мы сейчас видим в западном мире, свидетельствует о том, что западная элита, быть может, не окончательно, но отказывается от христианских норм морали, внедряя толерантное отношение к гомосексуалистам, институты ювенальной юстиции, разрушающие семью, а семья, согласно христианскому воззрению, есть малая церковь. В некоторых государствах обсуждается и даже внедряется запрет на христианскую символику во время Рождества.
С точки зрения православия, алгоритм давно ясен: западные христиане должны отказаться от этих догматических нововведений, посчитать их ошибочными и вернуться к той исконной православной догматике, которую хранят православные церкви, и тогда произойдет воссоединение.
Ведь, кстати, Диптих Церквей, пять древних Церквей, которые существовали, он имеет не юридическое, но нравственное значение. На первом месте — Вселенская церковь, Вселенский — Константинопольский — патриархат. На втором — самая древняя Церковь, Антиохийская, это территория современных Сирии, Ливана. На третьем — Александрийская, тоже древнейшая. Четвертый патриархат — Иерусалимский. Пятый — Римский. Было пять древних Церквей.
Когда Римская церковь отпала, ее восполнила Русская. Церковь молодая, патриаршество возникло у нас вообще в конце XVI века. Но мы восполнили. На смену ветхому Риму, который отпал, пришел Рим третий, церковь Рима третьего, не имевшая права древности, заслуг перед вселенским православием, но имевшая другие заслуги, современные, которые она приобрела в новое с точки зрения христианства время.
Поэтому путь здесь один. Православная церковь открыта всегда. На личном уровне некоторые западные христиане принимают православие и переходят в него. Во времена Российской империи это было на уровне великих принцесс, которык замуж выходили за наших великих князей и становились даже величайшими русскими святыми. Например, бывшая протестантка, преподобномученица Елизавета Федоровна или бывшая протестантка, ее сестра, государыня-мученица Александра Федоровна, жена Николая II. Я и сейчас знаю примеры, просто люди, которые принимают православие, не афишируют это. Это же не пиар-акция. Есть и случаи перехода в православие и католиков, и протестантов.
Западные христиане предлагают воссоединение. Они предлагали давно создать наднациональное экуменистическое движение и там воссоединяться под амофором разных церквей. Предлагали они и другой вариант. Вариант подчинения римскому престолу православных. Это происходило либо мечом, как во время Крестовых походов, когда во времена Александра Невского сначала шведы, потом немцы, Тевтонский орден, когда святой благоверный князь Александр Невский разгромил ту и другую попытки насильственного окатоличивания Руси. Попытки предпринимались и впоследствии. И во времена Русского царства, и во времена Российской империи, и во времена СССР, кстати, предпринимались попытки подчинить Россию католичеству. Наиболее успешно это реализовано в виде униатства на Украине. И мы видим, к чему это привело: в нынешней смуте украинской ведущую роль, роль духовных лидеров играли именно униаты.
А другого пути, кроме как покаяния западных христиан и возвращения их в лоно православия, нет. А пока мы видим, что если это произойдет, то либо каким-то чудесным путем, либо не в наше время.
Источник ruskline.ru
(85)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.