Православный календарь. Неделя 2 по Пятидесятнице, глас 8.

Православный календарь Волгоградской митрополии на каждый день с краткими житиями святых. Начало Петрова поста.

В Понедельник:
Вмч. Иоанна Нового, Сочавского (1330-1340).
Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского (828).
Сщмч. Пофина, епископа Лионского и с ним пострадавших (ок. 177) .
Мц. Бландины и мч. Понтика Лионских (177).
Обретение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской (1819).
Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей,
был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.
Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был неправославным. Вступив
в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском
капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж,
желающий тоже стать огнепоклонником.
Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во
Христа.
Господь дал Иоанну мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя
христианином.
После этого святой был жестоко избит палками, затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром
градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От
повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив
правителя, как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились.
Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя,
столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать
великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов
особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого
святого и отрубил ему голову .
Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его.
Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали
над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки
мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С
наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям
города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о
случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при
местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.

Во Вторник:

Перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву (1606).
Сщмчч. Лукиана еп., Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (ок. 81-96).
Мчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мц. Павлы девы (ок. 270-275).

Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича в Москву
совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста
лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных
дланей», ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были
перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, «в приделе Иоанна
Предтечи, идеже отец и братья его». После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же
1606 году

В Среду:
Прп. Мефодия, игумена Пешношского (1392).
Свт. Митрофана, патриарха Константинопольского (ок. 326).
Мчч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I).
Мч. Конкордия (ок. 175).
Сщмч. Астия, еп. Диррахийского (II).
Прп. Зосимы, еп. Вавилона Египетского (VI).
Сщмч. Петра пресвитера (1918).
Обретение мощей сщмч. Петра, архиепископа Воронежского (1999).

Преподобный Мефодий, игумен Пешношский (XIV) был основателем Пешношского монастыря. В юности он
пришел к преподобному Сергию Радонежскому и провел несколько лет под его руководством, затем, по
благословению преподобного Сергия, удалился в пустынное место и за рекою Яхромой в лесу поставил
келлию. Вскоре в эту глухую и болотистую местность к нему явилось несколько учеников, желавших
подражать его жизни. Преподобный Сергий посетил его и дал совет построить обитель и храм. Преподобный
Мефодий сам трудился при построении храма и келлии, «пеш» нося деревья через речку, которую с тех пор
стали называть Пешноша.
С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. По временам он удалялся за две версты от
монастыря и здесь подвизался в молитве, сюда же для духовных бесед к нему приходил преподобный Сергий,
почему эта местность и получила название «Беседа».
Преподобный Мефодий был погребен (+ 1392) в основанной им обители, а в 1732 году над его мощами была
сооружена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского

В Четверг:
Сщмч. Дорофея, еп. Тирского (ок. 362).
Мчч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (ок. 305
-311).
Прп. Анувия, пустынника Египетского (IV).
Прп. Феодора чудотворца (VI).
Прп. аввы Дорофея, из обители аввы Серида (ок. 620).
Перенесение мощей блж. Игоря, вел. кн. Черниговского и Киевского (1150).
Свт. Константина, митр. Киевского и всея России (1159).
Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского), Новгородского (1233).
Обретение мощей прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев (1599).
Сщмч. Михаила пресвитера (1931). Сщмч. Николая пресвитера (1943).

Священномученик Дорофей в период гонений на христиан при императоре Диоклетиане (284–305) был
епископом города Тира Финикийского. По слову Евангелия (Мф. 10, 23), святитель удалился из Тира и скрылся
от мучителей. В царствование святого Константина Великого (306–337, память 21 мая) он вернулся в Тир, вновь
занял епископский престол и управлял паствой более 50 лет, обратив в христианство множество язычников.
Когда Юлиан Отступник (361–363) начал открыто преследовать христиан, святителю Дорофею было уже более
100 лет. Он удалился из Тира в Мизийский город Уд (ныне Варна). Там его схватили придворные императора. За
отказ принести жертву идолам святого старца стали жестоко истязать, и под пыткой он предал душу свою
Господу (+ около 362 года в возрасте 107 лет).

В Пятницу:
Прп. Варлаама Хутынского (1192).
Прп. Илариона Нового, из обители Далматской (845).
Прп. Виссариона, чудотворца Египетского (IV-V)
Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293).
Свт. Ионы, еп. Великопермского (1470).
Прп. Паисия Угличского (1504).
Прп. Ионы Климецкого (1534).
Прп. Рафаила исп (1957).

Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в
Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам
принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь. В
уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень
строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах — сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова
Священного Писания: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст» Поучая приходивших, преподобный Варлаам
говорил: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не
отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не
предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель —
начало и корень всякого добра».
Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его
приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний — сверстник
и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение
почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже
отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав
наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении,
преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.

В Субботу:
Сщмч. Феодота Анкирского (303).
Прав. Павла Таганрогского (прославление 1999).
Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304).
Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина,
Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304-310).
Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (IV).
Собор святых Ивановской митрополии.

Святой мученик Феодот жил в Анкире Галатийской в III веке. Он отличался особенной добротой и
отзывчивостью. В разгар гонения при Диоклетиане (284–305) он снабжал христиан всем необходимым и
предоставлял им убежище в своем доме, где тайно совершались богослужения. Святой Феодот посещал
христиан-узников в темницах, выкупал их, с благоговением погребал тела мучеников, брошенные на съедение
зверям. Однажды он вытащил из воды и похоронил тела семи святых мучениц, утопленных в море (память 18
мая). Об этом донесли правителю. Отказавшись принести жертву идолам и обличив языческие заблуждения,
святой Феодот исповедал истинную веру во Христа, за это его подвергли жестоким мучениям и усекли мечом (+
303). Тело святого мученика хотели сжечь, но поднявшаяся буря помешала это исполнить, и его предали
христианскому погребению.

В Воскресение:
Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших.
Вмч. Феодора Стратилата (319)
Прп. Ефрема, Патриарха Антиохийского (545).
Прп. Зосимы Финикийского (VI).
Свт. Феодора, еп. Суздальского (ок. 1023).
Обретение мощей страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских (1501).

Святой Федор происходил из города Евхаит (в Малой Азии, сейчас это Турця) и был воеводой в городе
Гераклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе
сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Когда слух об
этом дошел до императора Ликиния, соправителя Константина, он прибыл в Гераклею и принуждал Феодора
поклониться идолам. Когда же святой Федор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал
подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям.
Святого Федора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили
огнем и, наконец распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и
совершенно исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Феодора в море, увидев его
совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо
Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Федора, и он умер в 319 году. Страдания его были
описаны очевидцем, его слугой и писцом Уаром.

(140)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели