«Ограничивать нужно, прежде всего, от греха…»: интервью волгоградского священника о детском посте

Фото с сайта Приход.ru

На сайте Приход.ru в рубрике «Дети в церкви» опубликовано интервью с настоятелем храма святого праведного Иоанна Кронштадтского города Волгограда иереем Олегом Иващенко. Оно посвящено тому, как вводить в дисциплину поста детей, каким важным навыкам духовной жизни они могут научиться в эти дни, возможен ли в наше время «безгаджетный» пост, и что нужно для того, чтобы особенности жизненного уклада верующей семьи не стали поводом для конфликта между поколениями.

В основе публикации материал журнала «Царицын Православный».

Как подготовить ребенка к посту? Нужно ли поститься детям до семи лет?

– Дело в том, что дети живут в одном физическом и духовном пространстве со своими родителями и до определенного времени «срисовывают» картину мира, которым является для них семья. Дух семьи – то, что в первую очередь формирует растущую душу. Отсюда следует теснейшая связь душ родителей и детей. «Умер отец его – и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе» (Сир. 30.4). И далее: «Человек познается в детях своих». Поэтому мне представляется, что главное – искренность родителей по отношению к Богу и постепенное воцерковление, основанное на Священном Предании Церкви. А дети будут похожи на своих родителей. Меру же поста для детей должны определять не священнослужители, а родители.

Как научить ребенка делать добро?

– Всем нам не хватает религиозного опыта: теорию мы знаем хорошо, можем цитировать фундаментальные вещи, но применить их на деле, в жизни – это редкое явление. А ведь вера подтверждается или, лучше сказать, оживает в делах.

Вот, например, был случай, когда я шел с одним подростком двенадцати лет, и на пути нам встретился нуждающийся человек. Мы зашли в ближайший магазин и купили ему немного поесть. Подросток вручил эту малость, и мы пошли своей дорогой. И вдруг подросток спрашивает: «А почему мне неожиданно стало хорошо и радостно?»

И здесь мне вспомнился отрывок из Евангелия от Марка, где Господь отвечает юноше, что делать ему, чтобы наследовать жизнь вечную: «Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим…» (Мк.10.21). Но как это сделать (хотя бы и не буквально), когда отдавать считается у людей потерей? Однако имея опыт восполнения, а не потери, человеку хочется что-то менять в себе и вокруг себя. И это опыт, который подтверждает слова Господа, но уже в жизни конкретного человека. Поэтому научить можно через личное соучастие и через доверие слову Божьему.

Что сделать родителям, какие применить корректировки в воспитании детей, чтобы перебороть леность детей?

– Прежде всего, преодолевать леность в себе, вовлекать детей в общее дело, хотя бы для начала – на благо семьи.

Как настроить ребенка так, чтобы он самостоятельно изъявил желание к молитве и посту?

– Естественно, что дети не могут приучиться к молитве, к посту, к жизни, в которой есть достойное место для Бога, самостоятельно, без опытного руководителя и достойного примера в лице своих родителей и семейного духовника. А поэтому вся жизнь семьи (то есть детей и их родителей) должна быть наполнена совместным проживанием богослужебного круга событий с раннего детства.

Как отучить ребенка от гаджетов?

– Наверное, никак. Ребенка отучить от гаджетов не получится, а вот научить ими пользоваться правильно – это другое дело. Ведь и мы, взрослые, ими в определенной мере сами пользуемся. В одной из своих проповедей митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор сказал, что одной из главных проблем сего времени является утрата живого общения. Поэтому нужно учить и учиться живому общению с живыми людьми.

Можно ли заключить договор с ребенком во время поста, чтобы тот не интересовался гаджетами? Если да, то на чем он должен быть основан?

– Не знаю, как в других семьях, а для меня пост, как ни странно (даже при всесторонней загруженности), – это время, когда мы ищем не только Бога, но и Бога друг в друге. Поэтому, если мы просто договоримся не пользоваться гаджетами, но при этом каждый будет заниматься лишь своим, а не общим делом, то это не сработает. Нужно не просто запретить! Если что-то отобрал, то дай что-то взамен. Нужно искать друг друга, проводить время вместе за чтением, за молитвой (если возможно). Даже совместная семейная игра поможет сблизиться.

Что надо изменить в тактике воспитания родителями детей, чтобы те стали близкими друзьями, а не врагами?

– Родители – не враги, а дети – не бессловесные создания. Нужно всегда иметь мосты друг к другу и не сжигать их ни при каких обстоятельствах, чтобы не потерять друг друга. Об этом в своих беседах говорил наш современник старец Порфирий Кавсокаливит.

Как объяснить своему ребенку, что не все, что разрешается его ровесникам их родителями, полезно и ему?

– В отличие от взрослых, у детей нет жизненного опыта. Опытом нужно делиться, нужно не избегать «трудных» тем. Но, самое главное, о чем было сказано выше, – это нелицемерное отношение к Богу, к своим обязанностям перед Богом, перед собой и перед ближними, что мы называем православно-христианским образом жизни. Ведь если человек живет духовно, то Дух, живущий в нем, сообщит и напомнит, по слову Господа, «все, что Я говорил вам» (Ин.14.26).

Благополучно ли скажется на ребенке вседозволенность и вседоступность, когда он станет старше?

– Нам так часто говорят о всевозможных правах ребенка, что это стало приобретать неправильный, пугающий и порой разрушительный характер. В 2013 году Архиерейский Собор сформулировал позицию Русской Православной Церкви по реформе семейного права и ювенальной юстиции. В принятом документе говорится о том, что нельзя расширить права детей за счет сужения прав их родителей: «…наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи. Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение…» Были случаи и в моей пастырской практике, когда работники прихода обратились за помощью и ходатайством перед органами правосудия о главе семейства, на которого за обыкновенный воспитательный процесс сын написал заявление (в результате чего было заведено уголовное дело). Поэтому вседозволенность и вседоступность, как показывает опыт, не может принести ничего хорошего.

Что конкретно нужно ограничивать детям для их душевной пользы?

– Ограничивать нужно, прежде всего, от греха… Ограничивать нужно от избалованности. Ведь за чрезмерным попечительством о внешнем нами, порой и неосознанно, вскармливается и развивается в детях похоть (в широком смысле этого слова). Но «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12.15).

Вообще, важно быть «живым», внимательным и нелицемерным человеком не только во время поста, не только в Церкви, но и в повседневной жизни.

Говоря о воспитании в детях правдивости, или правды, святитель Феофан Затворник говорит: «Правда, о которой спрашиваете, ничего более не означает, кроме того, что значит правда, – праведная жизнь… Нужно прежде правдою завладеть, потом уже Царство Божие само собою попадет в руки».

(226)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели