Православный календарь с краткими житиями святых на каждый день.
Православный календарь с краткими житиями святых на каждый день. Седмица 4 по Пятидесятнице, глас 2, петров пост.
В Понедельник:
Прп. Тихона Медынского, Калужского (1492).
Свт. Тихона, еп. Амафунтского (425).
Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца (1503).
Прп. Моисея Оптинского (1862).
Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002).
Сщмч. Тигрия пресвитера и мч. Евтропия чтеца (404).
Сщмчч. Гермогена, еп. Тобольского, Ефрема, Михаила и Петра пресвитеров и мч.
Константина (1918).
Преподобный Тихон Медынский, Калужский, в юности принял пострижение в монашество в
одной из московских обителей, но по любви к уединению удалился в глухую местность
близ Малоярославца. Подвизался он в глубине дремучего леса, на берегу реки
Вепрейки, в дупле старого исполинского дуба. Однажды во время охоты князь Василий
Ярославич (внук Владимира Храброго), повстречав преподобного Тихона, с гневом
приказал немедленно убираться из его владений, причем дерзнул замахнуться на
преподобного плетью. Рука князя тотчас онемела. Вразумленный таким наказанием,
князь раскаялся в своем поступке и со смирением просил прощения. По молитве
святого Тихона он получил исцеление. Князь просил преподобного навсегда остаться в
его владениях и устроить обитель для иноков и обещал снабжать ее всем необходимым.
Преподобный Тихон устроил обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы, в которой
был настоятелем. Он управлял обителью до глубокой старости, скончался в 1492 году,
приняв великую схиму. Тело преподобного Тихона было погребено в соборном храме
основанной им обители.
Во вторник:
Мчч. Мануила, Савела и Исмаила (362).
Сщмч. Аверкия пресвитера (1918).
Прп. Максима исп (1934).
Мц. Пелагии (1943).
Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил, родные братья, происходили из знатного
персидского рода. Отец их был язычником, мать, христианка, крестила детей и
воспитала их в твердой вере во Христа Спасителя. Возмужав, братья поступили на
военную службу. В качестве послов персидского царя Аламундара они были посланы для
заключения мирного договора с императором Юлианом Отступником. Юлиан принял их с
подобающей честью и оказывал расположение. Но когда братья отказались принять
участие в языческом жертвоприношении, разгневанный Юлиан, нарушив закон, заключил
мирных посланников чужой страны в темницу, как преступников. На допросе он сказал
им, что, если они презирают почитаемых им богов, то нельзя достигнуть между
странами ни согласия, ни мира. Святые братья отвечали, что они посланы своим царем
с государственным поручением, а не для того, чтобы рассуждать о богах. Видя
твердость веры святых братьев, император велел подвергнуть их жестоким мукам.
Святых мучеников подвесили, пригвоздив руки и ноги к дереву, в головы вонзили
гвозди, а под ногти рук и ног вбили острые спицы. Во время истязаний святые воины,
как бы не чувствуя мучений, славили Бога и молились. Наконец, святым мученикам
отсекли головы мечами. Тела их Юлиан приказал сжечь, но внезапно произошло
землетрясение, земля разверзлась и приняла в свои недра тела святых мучеников.
Через два дня, после усердной молитвы христиан, земля возвратила тела святых
братьев, от которых исходило благоухание. Многие язычники, ставшие свидетелями
происшедшего чуда, уверовали во Христа и крестились. Христиане с честью погребли
мощи святых мучеников — братьев Мануила, Савела и Исмаила. Это совершилось в 362
году. С этого времени мощи святых страстотерпцев прославились чудотворениями.
Узнав об убийстве своих послов и о том, что законопреступник Юлиан с
многочисленными войсками идет против него, царь Аламундар собрал войско и стал на
границе своих владений. В крупном сражении персы одолели греков. Юлиан Отступник
был убит святым великомучеником Меркурием.
В Среду:
Прп. Леонтия, канонарха Киево-Печерского (XIV).
Мчч. Леонтия, Ипатия и Феодула (70-79).
Прмч. Никанора (1938).
Сщмчч. Василия, Александра, Василия и Сергия пресвитеров (1938).
Обретение мощей свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1997).
Преподобный Леонтий, канонарх Киево-Печерский, с юных лет поступил в Киево-Печерскую
обитель, где принял постриг. Он обладал прекрасным голосом и, когда обучился
грамоте, исполнял послушание канонарха. Преподобный Леонтий преставился молодым в
XIV веке и за самоотверженный подвиг спасения прославлен Господом благодатным
даром чудотворений. Мощи святого подвижника находятся в Дальних пещерах, память
его совершается также 28 августа, в Соборе Киево-Печерских святых.
В четверг:
Апостола Иуды, брата Господня (ок. 80)
Свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1607).
Святителя Иоанна (Максимовича) архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского,
Чудотворца (1966).
Мч. Зосимы (ок. 89-117).
Прп. Паисия Великого (V).
Прп. Иоанна отшельника (VI).
Прп. Варлаама Пинежского, Важского, Шенкурского (1462).
Прп. Паисия Хилендарского, Болгарского (XVIII) (Болг.).
Святой апостол Иуда, из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя
Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены.
Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: «Ни братья бо Его вероваху
в Него» (Ин. 7, 5). Святитель Феофилакт, архиепископ Болгарский, объясняет эти
слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том
числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что,
когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между
сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю.
Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса
в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее
Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к
Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех,
апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном
послании именует себя лишь братом Иакова.
Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его «Леввеем,
прозванным Фаддеем» (Мф. 10, 3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем
(Мк. 3, 18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян.
15, 22). В то время это было в обыно.
По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью
Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и
Идумее, а затем — в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город
Эдессу. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником,
апостолом из числа 70-ти, Фаддеем. Сохранилось известие, что святой апостол Иуда
ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное
послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит
догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о
различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении
апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в
своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения,
охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры
во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.
Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе
Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.
В Пятницу:
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского (312).
Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского) (1175).
Мч. Инны, Пинны и Риммы (I-II).
Мчч. Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона и Афанасия чтеца (ок. 306).
Свт. Левкия исп., еп. Врунтисиопольского (V).
Свт. Мины, еп. Полоцкого (1116).
Прав. Николая Кавасилы (ок. 1397) (Эллад.).
Перенесение мощей свт. Гурия, архиеп. Казанского (1630).
Моденской (Косинской) иконы Божией Матери.
Священномученик Мефодий, епископ Патарский (Ликийская область в Малой Азии),
отличался подлинным иноческим смирением. Тихо и кротко он поучал свою паству, но
вместе с тем твердо отстаивал чистоту Православия и энергично боролся с ересями,
особенно с получившей широкое распространение ересью оригенистов. После него
осталось богатое литературное наследие: сочинения в защиту христианства против
язычества, изложение православных догматов против ереси Оригена, нравственные
поучения, толкования Священного Писания.
Святитель Мефодий был схвачен язычниками, с твердостью исповедал перед ними веру
во Христа Спасителя, и в 312 году был приговорен к смерти через усекновение главы.
В Субботу:
Обретение мощей преподобного Максима Грека (1996).
Мч. Иулиана Тарсийского (ок. 284-305)
Сщмч. Терентия, еп. Иконийского (I).
Прпп. Иулия пресвитера и Иулиана диакона (V).
Мчч. Арчила II, царя Иверского (744),
и Луарсаба II, царя Карталинского (1622) (Груз.).
Сщмч. Иоанна пресвитера (1918).
Прп. Георгия исп (1932).
Сщмч. Алексия, Павла и Николая пресвитеров (1938).
Прмч. Ионы (1938).
Мч. Никиты (1942).
Преподобный Максим Грек (XV — XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника
в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много
путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже,
Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в
Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне
иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном
Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505 —
1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии
Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему
ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было
поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на
книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же
Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось.
Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык
церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения,
указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может
быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и
митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно
трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан,
папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от
Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за
ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к
начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение
обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в
темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного.
К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук».
В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и
ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу
мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну…»
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали
под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа
Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал
автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в
темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого яркого
сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь
без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их
духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа…» Лишь через двадцать
лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него
церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в
Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на
здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со
своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с
греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного
Максима.
Преподобный преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены
Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало благодатных
проявлений, свершившихся у гробницы Преподобного, на которой написаны тропарь и
кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора
Радонежских святых.
В Воскресение:
Мчч. Зинона и Зины (304)
Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского (380).
Мч. Албана Британского (III — нач. IV вв.).
Мчч. Галактиона и Иулиании. Свт. Григория, митр. Валашского (1834) (Рум.).
Собор преподобных отцев Псково-Печерских.
Сщмчч. Феодора и Гавриила диаконов (1938).
Святые мученики Зинон и Зина жили в городе Филадельфия (Аравия). Они вели
благочестивую жизнь. Святой Зинон имел большое состояние, но раздал свое имущество
бедным и отпустил на волю рабов. Вместе с преданным ему слугой Зиной он пришел к
правителю и обличил его в идолопоклонстве. Гонитель христиан приказал истязать
исповедников. Их подвесили на столбе, строгали тело железными крюками, растирали
раны уксусом и солью, жгли бока и грудь огнем, бросили в яму с огнем и обливали
страдальцев кипящим маслом. Святые терпеливо переносили все мучения и силой Божией
оставались живы. Наконец, мученики были усечены мечом (+ 304).
(353)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.