Прожито для нас. Митрополит Гурий

Православная Церковь в ХХ веке пережила, кажется, всё: и изоляцию, и заключение, и отъём храмов. Если согласиться, что она пережила это для нас, в опыте исповедников веры найдём много откровений о том, как нам встретить наступающую Пасху вопреки карантинам.

 

Митрополит Гурий (Егоров) был выдающимся православным миссионером начала ХХ века и одним из учредителей Александро-Невского братства  объединения мирян, возникшего в 1919 году в Петрограде в ответ на призыв патриарха Тихона «устроять духовные союзы». С 1922 года переживал гонения: лагеря и ссылки, невозможность открытого служения, боль от разорения духовных центров братства. Однако во все времена сохранял и поддерживал связь со своей братской семьёй, создав «оазис братства» в ташкентской ссылке. Ниже  плоды его исповеднического опыта, почерпнутые в личных письмах и свидетельствах духовных чад.

Прочь воспоминания!

…Воспоминания несут вас к прежним годам, к прежним праздникам… И эти сладкие воспоминания прошлого отравляют вам настоящее, делают его нерадостным, а вас – неудовлетворенными.

Прочь воспоминания! Вы делаете нас мечтательными и безжизненными.

Желаю я, чтобы между нами не было уз пространства. Желаю, чтобы ясно чувствовали вы неослабевшую и вечно развивающуюся духовную молитвенную связь с нами.

Мы знаем Вечного Бога, мы верим в вечность.

Пусть же для нас с вами будет ничто разделение пространственное…

Митрополит Гурий. Ташкент, 1947 год

Я слов не нахожу для того, чтобы ясно выразить то, что чувствую.

Но Евхаристическое общение, молитва церковными общими песнями и молениями, поминание вас всех  вот что родило во мне и побуждает выразить чувство единства с вами.

Я особенно ясно понимаю теперь, что значат слова Христовы к ученикам: Я в вас и вы во Мне, и Я в Отце Моём.

И если Христос в Тайне страшной и в молитвах  с нами и вами, то мы всегда вместе и всегда счастливые и утешены во веки.

Христос посреди нас!

Письмо из тюремной больницы Петрограда Александро-Невскому братству в утро Рождества 1922 года 

Трудитесь

Потом началось тяжёлое время. Хозяина нашего арестовали, сослали в лагерь, где он и умер. А о. Пахомий уехал в Алма-Ату и там поселился в горах с ещё одним послушником. Они вели отшельническую жизнь: молились, трудились. Питались плодами своего огорода, выращивали картошку, капусту, помидоры и прочие овощи. О. Пахомий делал деревянные ложки, носил их в селение продавать. Жители давали ему продукты за них. Соберёт, например, в результате бидон масла растительного и принесёт к себе. А овощи у него свои. Вот так и жили.

Воспоминания митрополита Гурия о «южной ссылке» в 1923 году

Всегда радуйтесь!

В бытностью мою в лагере я работал кассиром. В мои обязанности входило разъезжать по командировкам и выдавать зарплату заключённым. Помню, летом, бывало, еду на двуколке по лесу один, без кучера, солнышко светит, кругом за́росли ягод, грибы белые сидят кучками, а я пою: «Вечерние наша молитвы…»

Воспоминания митрополита Гурия о Беломоро-Балтийском лагере 1929 года 

 
Митрополит Гурий во время Литургии в Светлое Христово Воскресение. Ташкент, 1951 год

Ловите «луч солнца»

Владыка рассказал нам, как в заключении, в лагере, он исповедовал и причащал людей. Исповедь происходила во время прогулок, на ходу. Разрешительную молитву владыка читал наизусть, незаметно совершая крестное знамение над человеком. Потом владыка давал Святые Дары, завёрнутые в чистую бумажку, крошечку, и говорил: «А это Вы скушаете завтра натощак». А затем владыка сказал: «Вот так происходило причащение и исповедь у заключённых. Это был как солнечный луч в нашей жизни».

Помолчав немного, владыка добавил: «Неизвестно, когда было больше пользы душе: тогда ли, когда сажали за решётку, или теперь. Пожалуй, тогда».

Записи духовных чад митрополита Гурия от 1956 года

Используйте дар времени

…Вставали мы в 5 или 6 часов утра… Сначала читались обычные утренние молитвы, затем, с поклонами, совершалась пятисотница.

Митрополит Гурий

Затем отец Гурий служил утреню; мы пели и читали. В целом молитва была рассчитана так, чтобы закончить её около 8 часов. Потом следовал завтрак, и каждый шёл на свою работу (домашнюю  «Стол»). Затем обед, отдых, личные занятия и Вечерня с Повечерием. Далее ужин, вечерние молитвы и отход ко сну (2324 часа). Режим довольно напряжённый, но приносил огромное душевное удовлетворение.

Воспоминания митрополита Иоанна (Вендланда) о жизни духовной семьи Александро-Невского братства в Ташкенте в конце 30-х годов

 

Источник s-t-o-l.com

(184)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели