«Приют молитвы вековой…». Из жизни Свято-Троицкого Каменно-Бродского монастыря
Мы продолжаем публиковать интереснейшие материалы из журнала «Царицын Православный» — официального издания Волгоградской митрополии. На этот раз предлагаем вам познакомиться с историей и бытом Свято-Троицкого Каменно-Бродского мужского монастыря. У каждого, кто побывал в этой обители, посетил ее святыни, причастился здесь Святых Христовых Таин, это место оставляет большой след в сердце и желание вновь вернуться сюда.
«Приют молитвы вековой…».
Эта строчка из стихотворения известного православного поэта иеромонаха Романа (Матюшина) первой приходит на ум, когда смотришь на Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь с одной из окружающих его меловых гор. Строгий, основательный, до аскетичности скромный, от него словно веет силой и покоем – нет сомнений, что перед тобой именно мужская обитель. Между тем мужской она стала только летом 1991 года, когда областной совет народных депутатов возвратил её Русской Православной Церкви.
Каменнобродская женская община возникла в начале 1860-х годов, устроителями и благотворителями выступили помещик и надворный советник Пётр Иванович Персидский с супругой Серафимой. Официальное утверждение Священного Синода она получила в 1873 году, а вот статус монастыря – только осенью 1903 года.
Впрочем, среди местных жителей бытует легенда, что ещё за пару веков до этого в пещерах неподалёку от поселения Каменный Брод жили некие пустынники: то ли бывшие насельники одного из разорённых монголо-татарами монастырей, то ли афонские отшельники. И будто бы даже сам император Пётр I и его дочь,
государыня Елизавета Петровна, посещали тех монахов, беседовали с ними и даровали им окрестные земли. Подтвердить или опровергнуть это предание, как и добраться до всех подземных помещений, пока не удалось, но ещё дореволюционные археологи отмечали сходство Каменнобродских пещер по технике отделки с Дивногорскими.
Несмотря на отдалённость от больших городов и федеральной трассы, уединённым и забытым монастырь не назовёшь. Загадочные древние подземелья, вековые дубы-исполины, «инопланетный» пейзаж меловых гор, целебные источники и благоухающая краснокнижным разнотравьем степь (монастырская территория – региональный памятник природы) привлекают сюда туристов со всей России.
Немало и паломников, желающих помолиться у местночтимых святынь, самая известная из которых – икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость»: единственная сохранившаяся из тех пяти, с приобретения которых П.И. Персидским и началась история обители.
А вот насельников мало. Если в 1860-х годах общинниц было 90, а к 1913 году число сестёр перевалило за две сотни (38 монахинь и 183 послушницы), то братию возрождённого монастыря можно перечесть по пальцам. Сейчас здесь несут своё послушание иеромонахи Конон (Панов) и Давид (Берестнев), монах Амон (Семёнов), инок Калинник (Токовой), схимонахиня Агриппина (Прекраснова), пятеро трудников да недавно командированный сюда из Волгоградской епархии диакон Андрей Коновалов. Зимой, бывает, община заметно увеличивается, но приходят в основном люди тяжёлой судьбы, бездомные. Монастырь для них – просто единственная возможность как-то пережить холода, и надолго они не задерживаются.
– В начале 90-х годов прошлого века, когда вдруг, наконец, стало можно свободно и открыто исповедовать свою веру, ходить в церковь, исповедоваться и причащаться, произошёл настоящий прорыв. В заново открывающиеся монастыри хлынуло множество людей, в том числе и молодых, горящих желанием служить Богу, – вспоминает епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей, управляющий Каменнобродским монастырём с августа 1996 года. – Но, к сожалению, зачастую эта ревность была не по силам, а порой и не по разуму. Духовная преемственность монашества в нашей стране была практически полностью потеряна в годы советского богоборчества.
Монахам 90-х пришлось возрождать поруганные, разрушенные обители без поддержки духовников, без собственного духовного (а порой и житейского) опыта, без знания монастырского устава и традиций – фактически, начинать всё с нуля. Естественно, сопровождалось всё это разными нестроениями. Не миновала эта общая беда и Каменнобродский монастырь. И первый наместник иеромонах Савва (Кудинов), и те, кто пришли ему на смену, в том числе и я, были вынуждены учиться на своих ошибках.
Ничуть не легче, чем устроение духовной жизни в общине, давалось наместникам и насельникам восстановление монастыря, доставшегося им в крайне плачевном состоянии. После закрытия в конце 1920-х годов он долгое время стоял заброшенным. В 1938 году был уничтожен Свято-Троицкий храм, а затем и многие другие монастырские здания. В годы войны здесь размещался госпиталь для тифозных больных, потом – МТС с тракторным парком, а с 1959 года – государственный конезавод. Часть монастырской ограды и ещё несколько зданий разобрали на кирпичи, в Скорбященской церкви разместили бычатник, в игуменском доме – зерносклад, в трапезной – кузницу и мастерские, остальные постройки также приспособили для хознужд или жилья рабочих.
Несколько еле отапливаемых комнат в полуразрушенном братском корпусе да покосившийся деревянный коровник – вот всё, что представлял собой монастырь в августе 1991 года, когда началась его вторая жизнь. Сейчас же о том, что это – бывшая госконюшня, напоминает лишь пометка на Интернет-картах. Восстановлены храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и монастырская ограда, бывшая трапезная перестроена под архиерейские и игуменские покои и архондарик, приведены в порядок (хотя и требуют профессиональной реставрации) братский и сестринский корпуса и другие исторические здания, возведены гостиница для паломников, купель на святом источнике и различные хозпостройки, завершается строительство колокольни. Долгое время помещения отапливались дровами, которые заготавливали своими силами, а питьевую воду приходилось возить на лошади из источника неподалёку, но недавно в обитель подвели газ и наладили водоснабжение. Так что теперь у насельников хоть на пару послушаний, но стало меньше.
Хотя работы всё равно хватает всем с лихвой. Посильная помощь строительным бригадам, наведение порядка на обширной монастырской территории, уход за огородом и садом, за коровами, овцами, лошадьми и курами… Обычные сельские заботы, только помноженные на масштаб монастыря и лежащие на плечах всего нескольких человек, большинство из которых далеко не молоды. А ведь есть ещё самое главное монашеское послушание – ежедневные богослужения, молитвенные правила, духовное окормление жителей близлежащих сёл. Увы, немногие из приезжающих сюда помолиться и потрудиться во славу Божию задерживаются надолго, а послушниками и монахами в итоге становятся и вовсе единицы. Можно сказать, совершается некий естественный отбор. Владыка Елисей отмечает, что ситуация вполне типичная, таково влияние времени, в котором мы живём:
– До революции в монастыри уходили в основном крестьяне – люди, привычные к любому труду и молитве. Их не страшили тяготы монашеской жизни, потому что они были к ним физически и морально готовы, понимали важность служения Богу. Сейчас же в монастыри чаще идут люди с разбитыми судьбами, страдающие от разных пороков. Им кажется, что в стенах святой обители все их проблемы и неурядицы волшебным образом разрешатся, душевные раны исцелятся, а порочные склонности исчезнут. Но мгновенных чудес не происходит, а порой и вовсе всё дурное в них, наоборот, обостряется. К тому же многие не умеют и не хотят работать, у молодых людей зачастую нет даже элементарных бытовых навыков, собранности, привычки к труду. Как быть с такими насельниками? Вот тут-то и требуется от наместника духовная мудрость. Поначалу казалось, что нужно действовать жёстко, сразу выгонять за проявления укоренившихся пороков и нарушение установленного распорядка. Но с опытом пришло понимание, что одной строгостью все вопросы не решить. Монастырская община – это ведь та же семья, особенно когда она такая малочисленная, как каменнобродская. К тому же человек всегда остаётся человеком, это тоже нужно учитывать. Может быть, он не выполнил послушание, пропустил службу или как-то сорвался только потому, что очень устал. Достаточно просто дать ему отдохнуть, выспаться, поговорить с ним, и человек потихоньку начинает исправляться, проступки случаются намного реже. Поддержка нужна всем, как духовная, так и чисто человеческая.
– Суть в том, не каков монастырь, а каков ты, – добавляет благочинный монастыря игумен Пётр (Ковалёв). – Здесь особенно остро ощущается противостояние между тобой и окружающим миром, но, прежде всего, это место, где человек ведёт борьбу с самим собой. Монашеская жизнь со своим уставом, порядком, правилами и послушаниями, безусловно, очень сложна, и главное в ней – смирение. Без него ничего не получится. Здесь все живут общим житием, в котором важно не показать себя перед другими, а смириться друг перед другом ради Христа. Вот тут и возникают проблемы: кто-то что-то сказал не так, ты обиделся, а ещё труды, молитвы, послушания, и всё это на виду у всех… Поэтому, если у человека нет внутренней духовной основы, веры и желания жить по-монастырски, он просто не выдержит и уйдёт, ведь всё это ему не нужно. Но это, конечно, не повод упрекать людей в маловерии, ведь не все же верующие должны стать монахами! А вот если человек отвергает себя ради Господа Иисуса Христа и, стремясь уподобиться Ему, старается смиряться перед окружающими и нести все тяготы монастырского пути, он обязательно задержится в монастыре. Конечно, нельзя сказать, что здесь все святые. У каждого есть свои неправды и немощи. Но суть в том, что лишь Господь ведает, каков человек на самом деле, ведь Он смотрит не на дурное, а на доброе в нём, на его труды и борьбу со своими грехами и недостатками. Потому и нужны монастыри, чтобы люди могли спасать здесь свои души. Даже если человек пришёл в обитель по каким-то своим чисто житейским нуждам и вскоре покинул её, он всё равно почерпнул некую духовную помощь, частицу добра. А бывает, кто-то оказывается здесь совершенно случайно – и остаётся на годы или даже навсегда. Господь принимает всех, кто обращается к Нему с молитвой. А главное, чем занимаются люди в монастыре, – молятся. Причём не только о себе, но и обо всём мире.
Татьяна Новикова, пресс-служба Урюпинской епархии
Фото: Татьяна Новикова,
Богдан Гончаров
7 июня Каменно-Бродский монастырь отметил свой престольный праздник – день Святой Троицы.
Из-за карантинных ограничений он получился не столь многолюдным, как обычно, но ничуть не менее
радостным, тёплым и душевным. На молитву в украшенном свежей зеленью и цветами Скорбященском храме собрались те, кому особенно близка и дорога эта спрятанная в роще тихая обитель.
Праздничную Божественную литургию возглавил епископ Елисей в сослужении игумена Петра (Ковалёва) и братии в священном сане. Также была совершена Великая вечерня в день Пятидесятницы с
чтением трёх молитв святого Василия Великого с коленопреклонением, а затем духовенство и верующие прошли крестным ходом вокруг обители.
Обращаясь после богослужения с архипастырским словом к собравшимся, Владыка призвал не уподобляться сплетникам на лавочке, запугивающим себя и других почерпнутыми из соцсетей слухами и
домыслами, а по примеру апостолов нести людям свет Божественной истины:
– Быть в Церкви Христовой, молиться и жить по-христиански, не обращая внимания ни на что, –
вот наша самая главная задача. Православная Церковь называется Единой, Святой, Соборной и Апостольской, потому что ведёт своё начало от Самого Господа Иисуса Христа и святых апостолов.
Это не человеческое устроение, и мы собраны здесь не по своему желанию, а движимые Духом Божественным. Хотя мы часто этого и не понимаем, но Господь приводит всех нас Духом Своим Святым
в Церковь Божию. Господь освящает всё, в том числе и наши деяния, мысли и слова, нужно лишь одно
условие: мы должны быть с Ним. Что бы с тобой ни случилось, в какой бы самый страшный грех ты ни
впал, ты должен быть с Господом Иисусом Христом, в Его святой Церкви. Только в этом наша надежда, сила и спасение. Господь пребывает с нами всегда на всём протяжении нашей жизни, ведь Он так
и сказал: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин.14:18). Конечно, современный мир таков, что
мы не можем изолироваться от постоянно поступающего к нам потока информации, её нужно принимать и осмысливать. Но при этом важно не забывать самое главное: мы с вами находимся в Церкви
Божией, должны ею дорожить и не позволять никаким препонам извне быть преградой между Господом
Иисусом Христом и нами.
Журнал «Царицын Православный» №6, 2020г.
(871)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.