Православный календарь, с краткими житиями святых.
Православный календарь, с краткими житиями святых. Седмица 17 по Пятидесятнице, глас 7.
В Понедельник:
Обретение мощей первомч. архидиакона Стефана.
Вмч. Никиты (ок. 372).
Попразднство Воздвижения Креста Господня.
Обретение мощей свт. Акакия исповедника, еп. Мелитинского (III).
Мчч. Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) (305-311).
Мч. Порфирия (361).
Свт. Иосифа, еп. Алавердского (570) (Груз.).
Прп. Филофея пресвитера, в Малой Азии (X).
Свт. Симеона, архиеп. Солунского (1429).
Сщмч. Иоанна пресвитера (1918).
Прмц. Евдокии (1918).
Сщмчч. Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921).
Прп. Игнатия исп (1932).
Сщмч. Димитрия пресвитера (1935).
Сщмчч. Иоанна и Иакова, Петра, Николая пресвитеров и Николая диакона, прмц. Марии и мц. Людмилы (1937).
Архидьякон Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея — фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков.
В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой».
Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р.X.
Во Вторник:
Мц. Севастианы (ок. 86-96).
Вмц. Евфимии всехвальной (304).
Перенесение мощей прав. Алексия Московского (2001).
Мц. Мелитины (ок. 138-161).
Мчч. Виктора и Сосфена (ок. 304).
Прп. Дорофея, пустынника Египетского (IV).
Мчч. братьев Иосифа и Исаака Грузинских (808) (Груз.).
Мц. Людмилы, кн. Чешской (927).
Прп. Прокопия, игумена Сазавского (1053).
Свт. Киприана, митр. Московского, всея России чудотворца (1406).
Свт. Фотия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431).
Прп. Кукши Одесского, исп. (1964).
Святая мученица Севастиана была ученицей святого апостола Павла. В гонение на христиан императора Домициана (81 — 96) она как христианка была судима правителем Георгием в г. Маркианополе Мизийской области. Святая Севастиана твердо исповедала свою веру во Христа и за это подверглась жестоким истязаниям. Ее вначале били, а потом бросили в раскаленную печь, откуда она вышла невредимой. Святую отправили в город Гераклею, где суд над ней произошел вторично. Правитель Помпиан приказал повесить святую на дереве и строгать ее тело черепицами. Мученица осталась непоколебима в своей вере. Тогда правитель отдал ее на съедение зверям. Господь и там хранил святую мученицу, и звери не тронули ее. Тогда по приказу правителя святая Севастиана была обезглавлена. Тело ее, брошенное в море, было отнесено Ангелами на остров Родос (во Фракии, на Мраморном море).
В Среду:
Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137).
Мцц. Феодотии (ок. 230) и Агафоклии. Мучеников Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и иных 151 (ок. 310). Свт. Иоакима, патриарха Александрийского (1567).
Прмчч. Павла, Феодосия, Никодима и Серафима (1918).
Прмц. Ирины (1931).
Мч. Иоанна (1941).
Прмц. Александры (1943).
Цареградской (1071) и Макарьевской (1442) икон Божией Матери.
Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.
«У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.
«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.
Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее много-страдальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет.
Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.
В Четверг:
Прославление прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1698).
Прп. Евмения, еп. Гортинского (VII).
Преподобная Евфросиния, княжна Суздальская, родилась в 1212 году. В святом Крещении носила имя Феодулия и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского (память 20 сентября). Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Господу о даровании им чад. Благоверная княжна Евфросиния была их первой дочерью, испрошенной у Господа в молитвах. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь.
Княжна была сосватана за святого благоверного князя Феодора (+ 1233; память 5 июня), брата святого Александра Невского, но жених ее скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния, в честь Евфросинии Александрийской.
Совсем еще юная инокиня с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни, заметно превосходя остальных насельниц обители твердостью разума, духовной зрелостью и крайней воздержанностью. Подвижницу посетил Сам Господь, заповедав ей бодрствовать и утверждаться в подвиге. Преподобная Евфросиния до конца земной жизни соблюдала наставления Спасителя, преодолев бесчисленное множество коварных искушений. О редкой подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед многие принимали иноческий образ и начинали более ревностное служение Богу. Сама игумения монастыря прибегала к советам преподобной. По просьбе подвижницы сестры обители были разделены на две половины: инокинь-девственниц и инокинь-вдовиц. Это способствовало духовному возрастанию и утверждению в чистоте сестер монастыря. После кончины игумении настоятельство приняла преподобная Евфросиния.
В особом откровении Господь предсказал блаженной игумении о мученической кончине ее родного отца, а также о нашествии татар на Русь. В 1238 году несметные полчища татаро-монголов действительно напали на Русское государство. Уничтожая всё на своем пути, они подошли к Суздалю. Город ими был полностью разрушен и сожжен, и только обитель преподобной Евфросинии уцелела по ее молитвам.
Преподобная преставилась к Богу 25 сентября 1250 года.
В Пятницу:
Блгвв. князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев.
Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276).
Прп. Алексия Зосимовсого (1928)
Мч. Зосимы пустынника (IV).
Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147).
Сщмч. Константина и с ним двух мучеников (1918).
Сщмч. Николая пресвитера (1919).
Сщмч. Константина (1937).
Сщмч. Нила пресвитера, прмц. Марии (1938).
Сщмч. Никандра пресвитера (1939).
Внук Владимира Мономаха, родился около 1237-1239 гг. С юных лет отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. При разделе отцовского наследства Феодор получил только маленький городок Можайск. Терпеливо перенося обиду, в короткое время умный и добрый князь сделал свой удел и людным и не бедным, заслужив благоговейную любовь народа. В 1260 г., женившись на ярославской княжне Марии Васильевне, св. Феодор становится князем Ярославским. От этого брака у него родился сын Михаил. В 1277 г. князь участвовал и отличился ратными подвигами в осетинском походе, чем привлек особое расположение к себе хана Менгу-Тимура. Три года пробыл святой князь в Орде, а когда вернулся на Русь, оказалось, что его супруга умерла, а теща, княгиня Ксения, не впустила его в Ярославль, и св. Феодор должен был опять возвратиться в Орду. Здесь он женился на дочери хана, нареченной в крещении Анной. Такой брак имел для Руси большое значение. Здесь же, в Орде, у св. князя Феодора родились сыновья — Давид и Константин.
Огромное влияние, которое святой приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. В Орде святой построил несколько храмов. В 1290 г., после смерти первого сына — князя Михаила, св. Феодор с семьей возвратился в Ярославль, где стал ревностно заботиться об усилении и благоустройстве города и княжества, о благе своих соотечественников. Он построил много храмов, снабдил их утварью.
18 сентября 1299 г., чувствуя приближение смерти, святой князь принял схиму. Трогательно испросив прощения у множества собравшихся ярославцев, он мирно почил о Господе 19 сентября 1299 г.
В Субботу:
Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245).
Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118).
рп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285).
Собор Брянских святых.
Сщмчч. Феоктиста и Александра пресвитеров (1937).
Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали с князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари».
Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех. Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!» Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец отсекли ему голову. Последнее слово его было: «Я христианин!» После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Святые мощи их почивали в Московском Архангельском соборе.
В Воскресение:
Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752).
Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Ап. от 70-ти Кодрата (ок. 130).
Сщмчч. Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730-735).
Прп. Даниила Шужгорского (XVI).
Прп. Иосифа Заоникиевского (1612).
Свтт. Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мчч. Евсевия и Приска (IV).
Сщмчч. Александра, Алексия, Константина, Иоанна пресвитеров (1918). Прмч. Маврикия и с ним мч. Василия (1937).
Сщмчч. Валентина, Александра, Иоанна, Андрея, Петра, Иоанна пресвитеров (1937).
Сщмч. Иоанна пресвитера (1938).
Сщмч. Василия пресвитера (1942).
После 42 лет, протекших от погребения святителя Дмитрия Ростовского, 21 сентября 1752 года, при разобpании опустившегося помоста в церкви Зачатия Богоматери, обретены были нетленными его святые мощи в согнившем гробе, равно как и святительская его одежда, и от них, как от благодатного источника, начали истекать исцеления одержимых различными болезнями: слепые прозревали, немые говорили, расслабленные двигались, и бесы изгонялись молитвами, совершавшимися при святых мощах. Внимая этим ясным указаниям Божественного промысла, Святейший Синод, по свидетельствовании святых мощей и бывших чудес, причислил святителя Димитрия к лику новоявленных чудотворцев Российских 22 апреля 1757 года. Преемнику его по кафедре Ростовской, митрополиту Арсению, поручено было составить жизнеописание святого, а службу ему написал Амвросий, епископ Переяславский, впоследствии архиепископ первопрестольной столицы, где мученически окончил дни свои. В следующем году благочестивая императрица Елизавета по усердию к святителю устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма: такая царственная почесть была опять воздана Угоднику Божию.
С 10 ноября 1991 г. честные мощи святителя Димитрия пребывают в Яковлевском храме, справа от царских врат. У гробницы святителя вновь возносится ему теплая и смиренная молитва: «О всеблаженне святителю Димитрие моли Бога о нас!».
(250)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.