Как в Ярославле мощи святого князя Феодора Ростиславовича возвращали Церкви
2 октября Русская Православная церковь празднует день благоверных князей Феодора Черного и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Нашим читателям будет интересно узнать, как их мощи после десятилетий гонений на церковь были возвращены верующим. Напомним, что глава Волгоградской епархии митрополит Феодор при монашеском постриге, который совершался в Ярославле 20 лет назад, получил имя благоверного князя.
В конце 80-х в начале 90-х годов прошлого века церкви стали активно возвращать мощи святых угодников. Всем памятно, как были обретены мощи батюшки Серафима Саровского, патриарха Тихона. Угодники из подвалов музеев, криптов закрытых храмов выходили на свободу.
В Ярославле в 1988 году накануне празднования 1000-летия Крещения Руси церкви были возвращены мощи святого благоверного князя Феодора Черного с сыновьями Давидом и Константином. Хранились они в фондохранилище Ярославского музея-заповедника, в его филиале, церкви Николы Надеина.
Вот как об этом рассказывала журналист Марина Шиманская:
Тот летний день 1988 года, когда в Спасо-Преображенский монастырь из церкви Николы Надеина привезли деревянный короб с мощами князя Федора Черного и его сыновей, мне запомнился так, как ни один другой за десять лет работы в музее. В то время еще и храмы, и иконы, и даже святые мощи для нас, сотрудников музея, были не чем иным, как памятниками истории и культуры, которые мы призваны изучать и хранить для потомков. Делали это честно, трепетно, и с большой любовью ко всем предметам старины. И вот на наших глазах один из объектов хранения, мощи ярославских князей, начинали жить своей, церковной жизнью, для нас совсем незнакомой. Ее представители — люди в рясах — пришли за ними в наш музей, который когда-то был их монастырем.
В самой маленькой комнате старинных погребов, перед мощами начался молебен. «Лучше» места, чтобы избежать публичности, было не сыскать: теснота такая, что ни войти, ни выйти. Но пропустить столь необычное событие мы не могли и собрались неподалеку от здания, внимательно наблюдая за происходящим. Всем хотелось посмотреть, как выглядят мощи и что там с ними делают священники? Какая сила меня туда повлекла, догадываюсь только теперь, а тогда ни за что не объяснила бы, как решилась протиснуться к мощам сквозь плотную стену незнакомых людей в церковных одеяниях. И вот я оказалась перед деревянным коробом с покрытыми тканью мощами, различила три темных черепа и посередине слегка приподнятую кость руки.
А в 1938 году мощи стали одним из главных экспонатов антирелигиозного музея, открывшегося в Ярославле в церкви Ильи Пророка. Чтобы научно обличить церковников в обмане, мощи отправили на экспертизу. И надо отдать должное медикам того времени, которые не побоялись написать заключение о подлинности мощей. Признавая их древность и удивительную сохранность, они сделали неожиданный для ученых вывод: «…последнее слово о причинах сохранности тел князей Феодора, Давида и Константина принадлежит уму и религиозной совести народа».
Музей просуществовал несколько лет и в 1941 году был закрыт — его директор ушел на фронт. А мощи благоверных князей Федора, Давида и Константина оказались в храме Николы Надеина, который в 30-х годах использовался как хранилище музейных фондов, в годы войны — как склад госпиталя, а в 1959 году вошел в состав музея-заповедника.
Остается загадкой, когда и как туда попали святые мощи. По музейному преданию, их перенесли ночью в храм сотрудники музея. Чтобы надежнее скрыть, намеренно не внесли их в книги учета фондов. Рядом с ними лежали еще одни мощи, происхождение которых было неизвестно. Когда в 80-х годах новая заведующая архитектурным отделом Е.А. Анкудинова принимала дела, в церкви Николы Надеина ей так и сказали: «Это Федор Черный с сыновьями, а рядом — неизвестно кто». Почему-то неопознанные мощи называли «Сибирской мумией». Реставратор музея А.Ф. Черторижская регулярно приходила в храм, чтобы поддерживать их в порядке. И если мощи князей ухода не требовали, то «мумию» приходилось нередко протирать.
Во время туристического сезона в храме Николы Надеина проводили экскурсии. А иногда музейщики тайно к мощам допускали тех, кто об этом просил. В 1987 году Е.А. Анкудинова привела к мощам своих близких друзей — они искали помощи в рождении детей. Пришли не по крепкой вере — от безнадежности. А святые откликнулись: в 1988 году у молодой пары родились три девочки! Одну врачи спасти не сумели, а две благополучно выросли и стали хорошими, добрыми людьми, с которыми я хорошо знакома. История эта осталась только в памяти причастных к ней людей — в музейных документах чудеса не записывали.
Летом 1989 года архимандрит Михей (Хархаров) в то время настоятель Федоровского кафедрального собора, пришел к находящемуся на покое митрополиту Иоанну (Вендлнду) с радостной вестью: мощи отдают, и теперь они будут в их соборе! Сказал, что предполагается облачить их по русскому обычаю в льняные одеяния. На что Владыка возразил: «Благоверный Федор был схимник, и его надо облачить в монашеские одежды. А его сыновья – князья, их надо облачить в парчу».
Митрополит Иоанн сделал благоверному Федору подарок: отдал свою новую монашескую мантию из натурального шелка, настолько хорошего качества, что ее даже не пришлось гладить – все 40 складочек были одна к одной. Когда спустя несколько дней Владыка Иоанн причащался у отца Игоря Мальцева, спросил его:- Принял ли преподобный мой подарок?- Принял! Принял! — радостно закивал отец Игорь.…»
В Федоровском храме мощи находились двадцать лет, пока на Волге не появился Успенский собор, построенный к 1000-летию Ярославля меценатом В.И. Тырышкиным. Конечно же, главная святыня города должна была находиться только там. И 1 октября 2011 рака с мощами, установленная на лафете БТРа, отправилась в новый кафедральный собор.
А какова же судьба «сибирской мумии»? У «неизвестного лица» на пальце руки не хватало фаланги. Музейщики знали об этой отличительной особенности. И как это бывает, кто-то оказался в нужное время, в нужном месте, один сказал, другой услышал. В это же время в Иркутске было обнаружено анатомическое описание мощей святителя Иннокентия Иркутского и фотофиксацию процедуры их вскрытия.
Сомнений не оставалось: «сибирская мумия» без фаланги пальца это святые мощи Иннокентия Иркутского. Это было настоящим чудом для иркутян. Там считали, что мощи святителя находятся в Музее религии и атеизма в Ленинграде.
Далее события развивались так. В Ярославль приехал правящий архиерей Иркутский епископ Вадим. Мощи освидетельствовали. Все подтвердилось! (Митрополит Вадим (Лазебный) через тридцать лет возглавит Ярославскую епархию).
Господь явил чудо. Шестьдесят девять лет поругания святыни и небрежения к ней не смогли разрушить нетленные мощи святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Члены двух комиссий, и от 12 марта 1990 года, и от 9 августа того же года, люди светские, врачи, музейные работники, реставраторы, представители Ярославского комитета по делам религии, все они были поражены крепостью тела святителя Иннокентия. Накануне праздника Преображения Господа нашего Иисуса Христа, 18 августа мощи святителя Иннокентия покинули музейные стены, последнее светское пристанище. Их перевезли в недавно открытый Толгский монастырь, в ожидании отправки на родину. Перед отправкой надо было уладить важные дела.
Дело в том, что и по законодательству, и по менталитету советских начальников мощи святителя были трупом. А труп положено перевозить при строгом соблюдении определенных условий: в почтово-багажном вагоне, в запаянном металлическом гробу, помещенном в деревянный ящик, свободное пространство которого засыпано опилками.
Отцы, приехавшие из Иркутска за святыми мощами, не могли допустить такого святотатства. Кроме того, у них не было денег на столь дорогостоящую перевозку. Кто помнит начало 90-х годов ничуть этому не удивится.
И тут одна из активных прихожанок придумала, как это сделать. И начала атаковать начальника Северной железной дороги. А это для понимания очень большая должность. Северная железная дорога обслуживает девять областей. Ее управление находится в Ярославле. Сейчас в большинстве своем горожане не знают фамилию начальника СЖД, А в девяностые годы это был второй губернатор. Например, в трудные времена областная власть одалживала у него деньги на выплату зарплаты.
План был такой: перекрыть для пассажиров вход в последний тамбур хвостового вагона, и там поставить гроб с мощами. Уж на каком месте под натиском посланца от народа сломался начальник, история умалчивает. Поговаривают, что перспектива, что весь его род до скончания века будут поминать на небесах, не оставил равнодушным высокого железнодорожника.
Так в последнем тамбуре железнодорожного пассажирского состава и поехал в Иркутск его небесный покровитель.
Эльвира Меженная
Фото Сергея Метелицы
(620)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.