В день тезоименитства митрополит Феодор возглавил Божественную литургию в Свято-Духовском монастыре
Сегодня день тезоименитства празднует правящий архиерей Волгоградской епархии митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор. В этот день Русская Православная Церковь вспоминает благоверного князя Феодора Ростиславовича Черного, Смоленского, Ярославского чудотворца, и чад его Давида и Константина.
Владыка возглавил Божественную литургию в Свято-Духовском монастыре.
Имя князя митрополит Феодор получил двадцать лет назад при монашеском постриге от рук его духовного отца архиепископа Ярославского и Ростовского Михея. Этот святой очень почитаем в Ярославле. В год тысячелетия Крещения Руси мощи князя и его чад после коммунистического плена были возвращены Церкви, и находились сначала в Феодоровском соборе, а затем были перенесены в Успенский кафедральный собор.
Ярославль родной город митрополита Феодора, и святой князь Феодор близок ему еще и потому, что он покровитель этого града на Волге. Но удивительным образом Волгоградская епархия, где владыка продолжил свое служение, тоже самым тесным образом оказалась связана с именем благоверного князя. Об этом митрополит Феодор напомнил в своем архипастырском слове.
— Святой благоверный князь Феодор и чада его Давид и Константин, Ярославские чудотворцы являются покровителями не только лично моей духовной жизни, но и имеют особое отношение к нашей волгоградской земле.
Глава епархии напомнил основные этапы жизни своего Небесного покровителя. Благоверный князь Феодор родом из Рюриковичей и родственник благоверного князя Александра Невского. Родился в Смоленске. После кончины родителей братья обошли его при разделении наследства. Ему достался лишь один небольшой Можайск. Стараниями и усердием юного Феодора его удалось приукрасить и сделать заметным. На юного князя обратили внимание в Ярославле. Он выделялся ростом, красотой и многими талантами, обладал особым дипломатическим подходом, рассуждением и отвагой.
Вдова погибшего от рук монгол князя Василия Ксения увидела в Феодоре хорошую перспективу для союза со своей дочерью.
— Как и всем в те времена, Федору приходится отправляться в Орду на поклон хану, чтобы получить ярлык на княжение, — продолжал владыка. — Именно в этих степях, которые мы сейчас называем Волгоградской землей, склонили свои колена многие русские князья. Среди них был и Феодор. Но он приобрел не только благоволение, но и любовь в Сарае. Жена хана возлюбила его и пожелала отдать свою дочь за него замуж. Сам хан неоднократно предлагал ему высокое и выгодное родство. Но христолюбивый князь Федор отвечал, что вера не позволяет ему двоеженство.
После смерти жены, а потом сына теща Ксения изгнала князя Феодора из Ярославских пределов.
— На древней иконе жития мы можем увидеть клеймо, на котором изображается городская стена, закрытые ворота. Перед ней князь Феодор с дружиной. На зубцах стены мы видим женщину, ту самую Ксению, а рядом с ней боярина в лисьей шубе. Становится понятна причина такого заговора.
Не желая проливать неповинную кровь, Феодор вернулся в Орду и уже не связанный обязательствами поставил условие хану: он женится на его дочери, если она примет Крещение.
Благодаря князю Александру Невскому уже существовала Сарайская епархия, в пределах которой служили и архиереи, и пресвитеры. Дочь хана торжественно крестилась с именем Анна.
— Немного лет своего правления и последние свои годы, — рассказывал владыка, — князь Феодор совершает в мудрости и правосудии, в милосердии, любви и заботе о ближних. Калики перехожие складывали о нем песнопения: сильных и богатых не боялся, нищих и смиренных не стыдился.
Перед смертью князь Феодор принял схиму. Всю ночь игумен и братия молились над святым князем, а ярославцы шли и шли проститься с ним. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор осенил себя крестным знамением и на второй «Славе» кафизмы перекрестившись, святой князь предал свою душу «в руце Божии, просветлев лицом, аки солнце».
— Одним из свидетельств его святой жизни являются его святые дети Давид и Константин, — завершал свое пастырское слово митрополит Феодор. — Один умер в юности, в непорочности, чистоте и девстве, другой потрудился для укрепления Ярославской земли. Именно в его правление мир православный получил и Толгскую икону Божией Матери, и рождение на свет великого игумена земли русской преподобного Сергия в 1314 году.
По плодам их узнаете их – говорит Сам Христос в Святом Евангелии. Плоды жизни благоверного князя – его дети. После кончины их положили с отцом в ту же колоду, ему под пазухи. Они были небольшого роста. Больше похожие внешне на свою мать, чем на отца, они своими внутренними духовными качествами больше подражали ему. Да и сама супруга Анна всем сердцем приняв Православие, много потрудилась для утверждения православной веры.
— Поэтому сегодня позвольте поздравить всех вас с общим нашим праздником, с памятью наших святых покровителей Феодора и чад его Давида и Константина, — сказал в завершении своего архипастырского слова митрополит Феодор.
(417)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.