Листая старые подшивки: к 30-летию создания Волгоградской епархии
Часть 1. Предыстория: первые годы после перестройки
Почти полторы тысячи лет назад на Нижней Волге появились первые христиане. За прошедшие с тех пор века не раз менялся национальный состав местного населения, создавались и разрушались города и целые государства, но христианская вера сохранялась и крепла. Так что сейчас, в 2021 году Волгоградской епархии исполнится 30 лет, а Сарайской епархии, бывшей на наших землях – 760 лет.
Рубеж между 80-ми и 90-ми годами XX века оказался очень непростым для всей страны и ее жителей. С одной стороны КПСС уходила со сцены, уступая место плюрализму мнений. С другой — некоторые чиновники оказались не готовы к свободе совести. Так, архиепископ Саратовский Пимен (Хмелевский) вспоминал в своей книге «Дневники. Саратовская епархия», частично публиковавшейся на сайте Волгоградской епархии: «18 октября 1988 г. Собрание духовенства в Волгограде. … выступил Юрий Тихонович Садченков (тогда зам. уполномоченного по делам религий при областной власти — С.И.). Был очень агрессивен. Сказал, что свобода Церкви дана временно, лишь ради юбилея, а потом все будет по-старому. Он категорически возражал против участия духовенства в приходских советах. Если кто-то в двадцатке плохой человек, то он должен сам лично подать прошение об освобождении его, и т.д. Чушь какая-то».
С началом перестройки люди потянулись к вере, стали высказываться более открыто, многие пошли креститься, стали общаться со священнослужителями. Первая историческая встреча священника с большим коллективом прошла зимой 1988 года в институте «Агропромпроект». По воспоминаниям священника Николая Агафонова, трое молодых людей оттуда пригласили настоятеля Казанского собора протоиерея Алексея Машенцева выступить в их молодежно-дискуссионном клубе на тему тысячелетия крещения Руси. А тогда публичное выступление священника вне стен храма было запрещено законом, и за это можно было лишиться регистрации уполномоченного по делам религии. Поэтому отец Алексей дипломатично отказался, а отец Николай предложил свою кандидатуру. Он получил разрешение от уполномоченного Ю.Ф. Бунеева – очень простого и искреннего в общении человека. Но когда власти узнали о подготовке выступления, «руководству института начали названивать то из КГБ, то из райкома с вопросом: кто вам позволил живого священника пригласить в государственное учреждение?».
Следующее публичное выступление священника состоялось 11 июня 1988 г. у музея-панорамы «Сталинградская битва». Здесь в числе других на митинге в память о трагедии американской ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки выступил «настоятель Казанского кафедрального собора А.Е. Назаренко».
В 1989 г. при Казанском соборе открылась первая в истории посткоммунистической России детская воскресная духовно-певческая школа (ВДПШ) «Конкордия» под руководством известного в городе деятеля культуры Михаила Рубцова. Но сопротивление возвращению православия в общественную жизнь региона продолжалось настолько жестко, что архиепископу Пимену пришлось просить помощи у уполномоченного Ю.Ф. Бунеева. Владыка Пимен отмечал: «В сентябре 1989 г. стало известно, что какие-то силы стали чинить препятствия в создании… ВДПШ, вплоть до ликвидации, причем с угрозой заключения в тюрьму деятелей Церкви».
Сопротивление со стороны некоторых чиновников не смогло остановить порыв священнослужителей и верующих к более широкой социальной работе. В местных газетах стали появляться заметки об этом. Например, о посещении дома престарелых Советского района «группой милосердия Советского районного отделения общества Красного Креста г. Волгограда вместе с настоятелем Казанского собора А.Д. Машенцевым»: «Обитателям его были вручены гостинцы, а священник обратился к ним с рождественской проповедью». Или ещё: «В период рождественских праздников в Волгоград для участия в торжествах приезжал видный священнослужитель Русской Православной Церкви, архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен. Во время визита он внимательно ознакомился с состоянием дел в местных православных церквах, а также лично участвовал в праздничных богослужениях, в том числе – в проведении детского праздника у рождественской елки, прошедшего в Казанском соборе Волгограда». Активно стал писать в местную прессу и староста Казанского собора Геннадий Васильевич Бокадоров.
С момента празднования 1000-летия Крещения Руси и до создания самостоятельной епархии владыке Пимену с духовенством и верующими удалось открыть примерно 25 храмов и молитвенных домов. В акциях по восстановлению нескольких святынь, кроме местных жителей, даже участвовала и иностранная молодежь. Так, в ремонте и реставрации старинного храма в станице Михайловской на Хопре помогали студенты из Америки и ФРГ. Но основная работа была еще впереди.
2 часть. Официальное создание Волгоградской епархии
31 января 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод приняли решение о выделении Волгоградской епархии из состава Саратовской. Правящим архиереем стал архиепископ Берлинский и Лейпцигский Герман (Тимофеев). В новой епархии тогда насчитывалось 72 священнослужителя и 43 прихода, из них всего три – в самом Волгограде: кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, храмы преподобного Никиты Исповедника и Святителя Николая Чудотворца. Главной ее задачей было возрождение нормальной духовной жизни – возвращение Церкви разрушенных святынь, строительство новых храмов, открытие духовного училища.
Владыка Герман прибыл в город 26 марта 1991 года и был встречен властями настороженно. Ему приходилось строить всё практически с нуля – и православное образование для подготовки священников, и систему управления. Новому архиерею даже негде было расположиться. Когда он попросил разрешения на постройку дома для церковных нужд вблизи Казанского собора, ему было отказано, точь-в-точь как архиепископу Астраханскому и Сталинградскому Филиппу в 1951 году. Ворошиловский райисполком предложил Церкви просить двухэтажный дом возле собора, но город и тут отказал. Средства массовой информации не дали замолчать ситуацию, и опубликовали письмо владыки к председателю областного Совета народных депутатов В.А. Махарадзе от 2 июля 1991 года. Архиепископ Герман отмечал в своём обращении в газете «МИГ»: «Я получил письмо от Серякова из Волгоградского горисполкома с отказом передать в ведение Волгоградской епархии здание по ул. Липецкой, 8, несмотря на то, что в недавнем прошлом районные власти Зацарицынья предлагали нам просить именно этот дом. … Архиепископ Волгоградский и Камышинский оказался без места для жительства, без резиденции, духовной школы и епархиального управления в своем кафедральном городе, где прежде было около 20 православных храмов, а также монастыри и духовные училища, находившиеся в собственности Русской Православной Церкви. Ныне ничего не осталось, кроме Казанского собора. Строить дом теперь, когда десятки церковных объектов области должны быть восстановлены из руин, у церкви нет возможности. Поэтому я обращаюсь к Волгоградскому облсовету с убедительной просьбой вернуть Русской Православной Церкви в лице Волгоградской епархии, по крайней мере одну из ее городских собственностей – Духосошественский (т. н. Илиодоровский) монастырь, находящийся в перестроенном виде …, дабы управляющий Волгоградской епархией мог нормально работать. Мы десятилетиями вносили миллионы рублей в Фонд мира, в ущерб удовлетворению собственных нужд, мы были лишены всех своих святынь, и теперь я прошу вернуть самое насущное для восстановления религиозной жизни города и области. С уважением архиепископ Герман».
Сергей Иванов, кандидат философских наук,
историк-краевед
(459)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.