Александр Невский: служение Богу и Отечеству
В преддверии празднования 800-летия великого князя Александра Невского на страницах журнала «Царицын Православный» публикуются материалы, посвященные жизни этого святого.
Как показывает телевизионное голосование по выбору имени России в 2008 году, опыт великого князя владимирского Александра Ярославича Невского (1240-1263) не предан забвению россиянами ХХI века. Более того, большинство наших соотечественников проголосовало за имя России — Александр Невский.
Российское государство в исторической ретроспективе неоднократно стояло на грани своего исчезновения. Однако каждый раз находились герои, способные мобилизовать народные силы и вернуть стране ее государственный статус, а также возможность развиваться дальше как единое государство. Почему же россияне из многочисленных национальных героев выбрали для России имя Александра Невского?
Исторически сложилось так, что Россия изначально находилась, образно выражаясь, между двух огней, а именно между Западом и Востоком, претендовавшими на богатые российские земли. В период княжения Александра Невского это буферное состояние средневековой раздробленной Руси, испытывавшей политическое и военное ослабление, было особенно ярко выражено. Северо-западным границам Руси угрожало нашествие католических орденов. С начала ХIII века Прибалтика была захвачена рыцарями-крестоносцами. В 1201 году немецкие феодалы, захватив устье Двины, создали здесь орден меченосцев, названный позже Ливонским орденом, который претендовал не только на земли ливов и пруссов, но и на новгородские владения. Тем не менее первыми на Северо-Западную Русь напали шведские отряды. Двадцатилетний Александр Ярославич разбил их у реки Ижоры в июне 1240 года. Эта победа принесла князю почётное прозвище Невский, но не отвратила опасности от новгородских земель.
Одновременно с юга ещё в марте 1238 года войско Батыя подошло к Новгороду на расстояние около ста вёрст. Александр Невский откупился от хана, поскольку не мог без поддержки русских князей вести войну одновременно на два фронта. Хан Батый обложил Новгород данью и повернул на юг. Он захватил в1240 году Переяславское и Киевское княжества, пошёл по землям Молдавии, Польши, Венгрии, Чехии, дошёл до Италии и Германии, а затем неожиданно для всех повернул назад, пришёл на Нижнюю Волгу и создал государство Золотая Орда в 1261 году.
Уход Батыя в Европу был на руку Александру Невскому. Исчезновение монгольской угрозы интервенции Новгородской республике позволило сосредоточить силы для освобождения Северо-Западной Руси, которую продолжали в те же 40-е годы завоёвывать крестоносцы. Однако возможность защиты от них была упущена по причине несогласия новгородских бояр с политикой Александра по отношению к хану, что заставило его уйти из Новгорода. Тем временем крестоносцы захватили псковскую крепость Изборск и сам Псков. Через год, а именно в 1241-м, по просьбе тех же бояр Александр Невский вернулся в Новгород. По возвращении на княжеский престол он продолжил освобождение Северо-Западной Руси и взял Копорье, освободил Псков. 5 апреля 1242 года с блеском разгромил на льду Чудского озера ливонских рыцарей, заставив их подписать с Новгородом мирный договор. В 1242-1245 годах Александр разгромил литовцев, а в 1256 году нанёс ещё одно поражение шведам. Так была обеспечена безопасность северо-западных границ Руси. Новгородские и Псковские края сохранили свою независимость. Были сорваны попытки шведов и крестоносцев закрепиться на русских землях, ввести католицизм и нарушить религиозное единство страны.
Одновременно отношения Александра с Золотой Ордой развивались в сторону сотрудничества и мирного сосуществования. В 1250 году Орда закрепила за Александром Невским Великое княжество Владимирское. Сам князь побратался с сыном хана Батыя Сартаком и привёл в Новгородскую землю татарских численников, переписавших население для обложения данью. Новгородцы отказались им подчиниться, и князь ввёл в город свои войска, подавив сопротивление, чем погасил ещё более разрушительный для Новгорода гнев хана. Однако это не значит, что Александр Невский не желал освобождения Руси от монгольского ига. У него не было возможности добиться осуществления подобного желания. Задача решения этой проблемы оставалась после его смерти в ноябре 1263 года наследникам великокняжеской власти.
По завещанию Александра Невского уже младший его сын Даниил Александрович, став владельцем маленького Московского княжества, сумел не только его приумножить русскими землями, а завёл собственное войско и от татар держался независимо, заложил Московский кремль, основал монастырь, доныне носящий его имя, а в Кремле построил первый деревянный Архангельский собор.
Ослабление монгольского ига над Русью сопровождалось политическим возвышением Московского княжества. Свой судьбоносный вклад в развитие этого процесса внёс внук Александра Невского князь Иван Данилович Калита, ставший на службу хану
по сбору дани с русских земель и подавлению антиордынских восстаний, например, в Твери в 1327 году. За верную службу в ордынской администрации Иван Калита в 1328 году получил ярлык на великое княжение Владимирское, но остался в своей вотчине в Москве, сделав Московское княжество одним из самых богатых в стране. Сотрудничая с Золотой Ордой, он успешно использовал татар для усиления своей власти и борьбы с немецкими рыцарями и шведскими феодалами, с Литвой и её союзниками, среди которых было Тверское княжество — главный соперник Москвы. Иван Калита был первым московским князем, потребовавшим, чтобы его называли «великим князем всея Руси». На службу в Москву стали привлекать бояр, вольных слуг из соседних русских княжеств, для которых эта служба
становилась выгодной и почётной. Формировалось московское боярство как опора великого князя владимирского и московского. При поддержке хана Иван Калита присоединил к Московскому княжеству Коломну, Переяславль, Серпухов и Можайск. Владения Москвы простёрлись до границ Литовского княжества.
Православная церковь, радея за объединение русских земель, видела в потомках Александра Невского — московских князьях — силу, способную собрать русские земли воедино. Именно поэтому она в лице митрополитов помогала им укреплять авторитет Москвы. Так, по приглашению Ивана Калиты митрополит Пётр перенёс свою кафедру из Владимира в Москву, сделав её «стольным градом». Духовный авторитет Петра, канонизированного в 1336 году и ставшего святым покровителем Москвы, ещё более усилил политическое значение города и всего Московского княжества. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно перенёс местопребывание митрополитов в Москву. В свою очередь Иван Данилович, продолжая традицию московских князей служить Богу и Отечеству, построил в Кремле первый каменный храм — Успенский собор, ставший усыпальницей митрополитов, перестроил в камне Архангельский собор, заново обнёс Кремль дубовым частоколом, окружил столицу поездами и слободами. Его сын Симеон Гордый, также используя ханов в своих интересах, обеспечивая с их помощью военный и моральный перевес Москвы над Тверью, ещё более расширил территорию Московского княжества, присоединив Калугу, Юрьев, земли в бассейне реки Протвы. Следующий потомок Александра Невского Иван Красный подчинил Москве Тверь, Новгород и Ростов. Так, опираясь на свою силу и богатство, имея поддержку Церкви и в Орде, московские князья стали обладать реальной властью во всей Владимиро-Суздальской Руси.
Продолжение читайте в журнале «Царицын Православный» №9, 2020 (стр. 10-15) (жми ссылку)
Зоя Тинина,
доктор исторических наук
Ирина Пронина,
кандидат исторических наук
Волгоград, 2016
Из сборника «Красный собор»,
Волгоград, 2020 (см. стр. 48)
(388)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.