Церкви-автомобили на дорогах мира и России

Наружный вид храма-автомобиля //
Водные пути и шоссейные дороги. № 6. 1913 г. С. 272

Храмы постепенно становились все мобильнее, удобнее для передвижения, и уже не зависели от  направления рельсов или рек. В 1913 году российский журнал «Водные пути и шоссейные дороги» написал о появлении в Соединенных Штатах автомобиля-церкви, устроенного «Catholic Church Extension Society» для миссионерских целей и обошедшегося в 9 тысяч долларов. По внешнему виду он напоминал обыкновенный вагон длиной 5,48, шириной 2,05 и высотой 3,48 метра. Пол вагона располагался на высоте 1,16 метра. Вес его был около 6 тонн. Шасси — типа Alco последней модели; имелся электрический генератор Vesta для внутреннего и наружного освещения.

Этот уникальный автомобиль курсировал на западе и северо-западе Штатов в местностях, удаленных от церквей. Прибыв на место, он раскрывался, стенки раздвигались в стороны, и получался алтарь, изображенный на рисунке.

Храм-автомобиль в раскрытом виде // Водные пути и шоссейные дороги. № 6. 1913 г. С. 272

На середине Престола располагалась дарохранительница с Распятием, светильниками и Чашами по сторонам. Автор заметки писал: «Пол часовни, на котором находится священник, задрапирован занавесками, спадающими до земли и скрывающими находящиеся под полом колеса автомобиля; по краям он обнесен поручнем, а спереди с него ведет на землю небольшая лесенка. Во время холодов или ненастья над часовней раскидывается шатер, защищающий молящихся от непогоды. Внутри вагона имеется также исповедальня, орган и другие принадлежности церковной службы. По окончании службы Престол отодвигается внутрь вагона и при этом освобождается место для помещения в пути миссионера. Помещение приспособлено для двух человек, в нем имеются: шкап для книг, пишущая машина, кухонныя принадлежности и место для провизии. Другое отделение  заключает в себе умывальник с принадлежностями, погребец, аптеку и стол».

Походная церковь в автомобиле. Внешний вид. На кузове автомобиля герб
Бельгии с девизом «В единении сила» и под крестами надпись
«Apostolus Jesu Christi» // Нива. № 36. 1916 г. С. 590

С началом Первой мировой войны храмы на колесах появились и в Европе. В журнале «Нива» в 1916 году публикуются фотографии церкви имени святой Елизаветы. Богатый антверпенский коммерсант, переехавший в Голландию, подарил ее королю Альберту для нужд бельгийской армии.

Походная церковь в развернутом виде //
Нива. № 36. 1916 г. С. 590

На бескрайних просторах Соединенных Штатов в разгар всеобщей автомобилизации тоже стали появляться мобильные храмы и часовни.

По сути, второе дыхание идея храма-автомобиля обрела уже в наши дни. По благословению председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна на Донецком металлургическом заводе в 2003 году был построен новый

миссионерский состав, который включает в себя храм-автомобиль во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных и «штабной» вагон (также на автомобильных колесах) с трапезной, кухней и спальными купе.

Ford Model TT Mobile
Chapel 1923 года // https://
auto.vercity.ru/gallery/
automobiles/ford/1923/ford_
model_tt_mobile_chapel/

Храм-автомобиль предназначен для миссионерских экспедиций в отдаленные регионы России, в населенные пункты, не имеющие храмов. Как выразился тогда председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, «главная цель храма на колесах – доехать до каждого сердца. Ведь очень много людей крещеных, но не просвещенных. Мы попытаемся исправить ситуацию». Первая экспедиция миссионерского автопоезда прошла весной 2004 года в Республиках Калмыкии и Адыгее.

А в 2014 году этот храм принял участие в духовном обеспечении полевых сборов войск радиационно-химической и биологической защиты Западного военного округа. Митрополит Курский и Рыльский Герман и священнослужители совершали Божественные литургии и крестили множество солдат.

Передвижной храм во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных
Сил бесплотных // https://www.beleparh.ru/novosti-blagochinij/i-belgorodskoeblagochinie/item/4822-belgorodskij-khram-avtomobil-posetil-kurskuyu-mitropoliyu

Наш город тоже не остался в стороне от интересной идеи. В 2006 году на Волгоградском заводе транспортного машиностроения был изготовлен передвижной храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Заказала его Московская епархия для окормления военнослужащих на учениях.

А к 9 Мая 2010 года на Мамаев курган на несколько дней привезли церковь Николая Чудотворца, собранную на этом заводе по той же уникальной конструкции. Храм-прицеп длиной в 15,5 метров практически не отличается от военной техники и

Макет передвижного храма // https://mosmonitor.ru/articles/
culture/peredvizhnye-cerkvi-rossii

также окрашен в защитный цвет. Паперть, лестница и боковые пределы складываются как трансформер, а из крыши, словно боевая ракета, выдвигается купол с Крестом. Вскоре передвижной храм отправили в войска.

Храм освятили руководитель сектора Воздушно-десантных войск при армейском отделе Московской Патриархии протоиерей Михаил Васильев и волгоградские священнослужители — отец Георгий Лазарев и отец Вячеслав Жебелев.

Передвижные храмы создал в соавторстве с другими инженерами конструктор Волгоградского завода транспортного машиностроения Юрий Еремин, более сорока лет занимавшийся разработкой боевой техники. В процессе работы ему пришлось просчитать более сотни различных вариантов и в итоге удалось сделать практически невозможное: вместо 40- 50 молящихся, как было указано в проектном задании, храм стал вмещать 120 человек.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. 2006 г. Фото Сергея Иванова

Автомобильная церковь построена на базе полуприцепа длиною 12 метров и в собранном состоянии ничем не отличается от обычного большегрузного фургона. Прицеп площадью 29 квадратных метров раскладывается подобно игрушке-трансформеру за счёт раздвижных фрагментов на особой системе шарниров.

Такие внушительные габариты достигаются при помощи уникальной стальной конструкции, позволяющей за короткий срок увеличить исходные параметры. Причём храмовое помещение растёт в размерах и в высоту, и в ширину. Удалось конструктору выполнить и все требования автоинспекции и ГОСТа для передвижения транспортных средств по дорогам. Построенный храм оказался очень мобилен: при грузоподъёмности прицепа в 20 тонн его реальный вес составляет около 6,5 тонн. Так что при его транспортировке водитель сможет спокойно развить приличную скорость. По прибытии на место церковь приводится в рабочее состояние за три часа бригадой из трёх человек. А с простейшими механизмами раскладывания всей конструкции могут справиться и сами священнослужители.

Второй воинский передвижной храм в честь Николая Чудотворца коренным образом отличается от первой модели. Ходовая часть храма адаптирована для российских дорог: установлены немецкие мосты BPW, для его перевозки подходят все виды тягачей. Сам механизм раскладывания стал еще проще – теперь, чтобы развернуть конструкцию, достаточно двух человек. Также удалось существенно увеличить пространство: общая площадь храма стала превышать 55 м2.

Армейский храм на учениях

При проектировании церкви учли и продумали все мелочи, которые при кочевой жизни становятся просто необходимыми. В фургоне хватило места для священнической кельи, умывальника, водонагревателя, автономнойаккумуляторной батареи. В самом храме располагается алтарь с иконостасом. Все иконы, подсвечники и вся другая утварь прочно крепится к стенам и полу, а купол с Крестом опускаются вовнутрь, чтобы не пострадали при движении. В новом варианте мобильного храма тщательно просчитана система вентиляции, купол выполнен из высококачественных материалов с покрытием титана под золото. В оформлении обеих церквей участвовали всем миром: из Москвы доставили купол с Крестом, иконостас сделали волгоградские художники – отец и сын Лысиковы, а расписали его иконописцы из Софрино.

Руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Волгоградской епархии священник Георгий Лазарев на освящении уникального творения тогда отметил, что передвижные храмы очень востребованы и особенно пригодились бы в отдаленных от цивилизации районах,
местах воинской дислокации.

Сергей Иванов, сотрудник
отдела по взаимоотношениям
Церкви с обществом и СМИ, кандидат философских наук

Источник журнал «Царицын Православный» №8, 2020 

(317)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели