Оренбургский проект, парижские акционеры и три пуда конфект
Из истории Александро-Невского собора в городе Царицыне
Оренбургский проект, парижские акционеры и три пуда конфект
Часть I
После убийства императора Александра II 1 марта 1881 года на заседании клуба Общественного собрания было решено возвести на свои средства часовню в память о великом реформаторе.
4 апреля 1882 года на городской базарной площади в Царицыне освятили каменную Александровскую часовню в память Александра II. Постройка обошлась в 5000 рублей, пожертвованных гражданами и городом. И вот 2 марта 1883 года состоялось ее торжественное открытие. С 1883 года часовня находилась в заведовании причта Успенского собора. Тогда уже предполагалось, что здесь будет построен Александро-Невский собор, но долгое время не находилось ни денег, ни энтузиастов.
Известный волгоградский краевед А.В. Материкин нашел в фондах Государственного архива Саратовской области много материалов о постройке собора. Поводом для возведения этого храма стала страшная катастрофа царского поезда 17 октября 1888 года, во время которой погибло множество слуг и охранников царской семьи. Узнав о чудесном спасении Александра III и его семьи, Царицынская Городская Дума 22 октября 1888 года приняла решение увековечить событие постройкой на базарной площади собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Императора. Также храм должен был иметь еще два придельных престола – во имя Марии Магдалины и святых безсребренников Косьмы и Дамиана. Дума постановила выделить на строительство 5000 рублей. А 3 ноября 1888 года Дума вынесла постановление о выборе членов попечительства по сооружению храма. В состав членов попечительства были назначены 106 человек из числа самых обеспеченных граждан, которым раздали подписные листы для сбора пожертвований (ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4610. Л. 296-297 об.).
Некоторая заминка в деле возникает из-за отсутствия проекта храма, но практических действий не предпринималось вплоть до 1896 года, когда образовалась подготовительная комиссия по строительству собора. Оказывается, один из гласных Думы А.М. Шлыков предложил выбрать подготовительную попечительную комиссию в составе 13 членов из числа гласных для разработки проекта собора и наблюдения за его сооружением. В результате закрытой баллотировки (голосования) 15 октября 1896 года были избраны 12 человек (А.М. Шлыков, К.В. Воронин, А.А. Репников, Г.Н. Серебряков, Я.А. Пирогов, И.Г. Никонов, В.Ф. Лапшин, С.П. Артамонов, М.С. Митрофанов, П.И. Сивяков, Н.Я. Докучаев и С.А. Иванов) (ГАСО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 481. ЛЛ. 11-11 об., 21). Председателем комиссии стал городской голова Ф.С. Семенов. Но к постройке пока так и не приступали, так как имелись споры в самой комиссии, духовенство центральных храмов было настроено аморфно из-за боязни потери прихожан. Как пишет волгоградский искусствовед В.В. Серебряная, «богатые прихожане считали, что большой собор будет загораживать их дома и магазины. Были и опасения за состояние грунта на том месте, где должен стоять собор». Дело в том, что ранее на этом месте проходил овраг, тянущийся от реки Царицы и засыпанный недавно.
10 июня 1897 года Царицынская Городская Дума рассмотрела вопрос «об ассигновании кредита на изготовление проекта православного собора в ознаменование чудесного события 17 октября 1888 года». Она решила, что вопрос об изготовлении проекта надо оставить открытым до получения просимых сведений о соборах в городах Оренбурге и Глухове (ГАСО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 624. Л. 231 об-232). Городская Управа просила Думу определить способ составления проекта – конкурсный или частный, а также выделить комиссии средства на составление проекта. Комиссия рассматривала различные варианты и в итоге остановилась на проекте недавно выстроенного Оренбургского кафедрального собора, рассчитанного на 2,5 тысячи молящихся. Для получения его чертежей и рабочих планов купцы А.Н. Рысин и А.М. Шлыков посетили Оренбург в 1897 году и получили чертежи от епископа Оренбургского Владимира. По данному плану размеры собора были таковы: длина — 51 м, ширина — 47,5 м, высота — 57,5 м.
Как писала газета «Царицынский вестник», 17 июля 1899 года с саратовским губернским архитектором Терликовым было подписано условие на постройку нового собора в Царицыне. За составление чертежей он должен был получить 600 рублей, за надзор за работами, на которые он обязался приехать 32 раза – по 125 рублей за каждую поездку, а всего – 5040 рублей.
Городской голова Ф.С. Семёнов начал сбор средств. На заседании Царицынской Думы 14 марта 1900 года новым председателем комиссии избрали купца В.Н. Рысина (бывшего вместе с братом одним из крупнейших торговцев церковной утварью). А в августе 1900 года попечительская комиссия по сооружению собора через прессу обратилась ко всем гражданам города Царицына, ревнующим о благолепии храмов Божиих, с просьбой оказать посильную помощь на сооружение собора. Газеты упомянули, что членами комиссии являлись В.Ф. Лапшин, Г.Н. Серебряков, А.А. Репников, А.М. Шлыков, П.И. Сивяков, Н.Я. Докучаев, М.С. Митрофанов, А.Ф. Туркин, С.П. Артамонов, К.Я. Иванов, Я.А. Пирогов, М.С. Майоров. Один из значительнейших вкладов внесли акционеры «Урало-Волжского металлургического общества». Образованное в Париже, оно решило поставить в Царицыне металлургический завод (нынешний «Красный Октябрь»), ожидая высоких прибылей от поднимающейся промышленности России. Городская Дума в январе 1897 года выделила под строительство этого предприятия землю, а французы, показывая, что они приходят всерьёз и надолго, пожертвовали на кафедральный собор целых 50 тысяч рублей. Ещё 25 тысяч рублей пришло в кассу от сдачи земли в аренду под прокладку Тихорецкой железной дороги. Пожертвования поступали как от простых граждан, купцов, так и от городской управы.
19 сентября 1900 года было получено разрешение на строительство, но средств собрали только 53 тысячи руб. Как писала местная пресса, председатель строительной комиссии по строительству собора господин Рысин энергично взялся за дело и добился начала работ по постройке нового собора. Журналисты подчеркивали, что в городе проживает немало состоятельных людей, имеются 20 владельцев кирпичных заводов и еще 14 заводов открывается. Для производителей кирпича пожертвовать 10-20 тысяч штук на богоугодное дело ничего не стоит. Для сбора пожертвований на городской площади у магазина господина Сивякова был установлен ящик для пожертвований.
По поводу постройки храма в городе стали звучать и отрицательные мнения: одни богатеи хотели иметь на площади дома, другие утверждали, что храм закроет вид на гостиницу «Столичные номера», третьи считали, что его никогда не выстроят и т.п. Но собор занял лишь 1/17 часть центральной площади. Маловеры были посрамлены.
Подготовительные работы завершаются, 31 января 1901 года освятили отведённое под строительство место на Александровской площади. На этом торжественном акте присутствовали городской глава Ф.С. Семенов, В.Н. Рысин, некоторые члены городской Думы и немногочисленная публика. Молебствие совершал протоиерей Волковский. А вскоре в «Царицынском вестнике» вышла заметка, автор которой выразил сомнения в целесообразности постройки собора именно на данном месте. Он подчеркивал, что еще 30 лет назад здесь был овраг, тянувшийся через всю площадь от Царицы до Покровской церкви (находилась между Центральным рынком и Музыкальным театром). Также он приводил пример неудачной постройки Новочеркасского собора…
Сергей Иванов, кандидат философских наук, историк-краевед,
сотрудник Отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ Волгоградской епархии
Продолжение читайте в журнале «Царицын Православный» №9, 2020 год (стр. 27-30).
(447)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.