Протоиерей Павел Мухин: Не надо себя жалеть

В преддверии 30-летия Волгоградской епархии вспомним не только события, произошедшие за этот период, но и людей, память о которых до сих пор жива в сердцах многих верующих волгоградцев.

Много пастырей почило. Сегодня день памяти одного из них.

Четыре года назад 3 ноября отошел ко Господу один из старейших клириков Волгоградской епархии протоиерей Павел Мухин. Рукополагал отца Павла еще архиепископ Пимен (Хмелевский). Служил протоиерей Павел Мухин на разных приходах епархии: в 90-х годах был благочинным Волжского округа, настоятелем Свято-Тихоновского храма в Волжском, а в последние свои годы был настоятелем в Казанской церкви х. Большой Лычак Свято-Архангельского прихода ст. Малодельской Фроловского района. Очень любили батюшку его духовные чада. Приезжали к нему из Москвы, Таганрога, Волжского, Волгограда и всегда встречали в его доме радушный прием. Потчевал гостей отец Павел пирогами собственного приготовления и всякими вкусностями со своего огорода. Умел батюшка делать все: сажать цветы, выращивать виноград и овощи, плотничать, в храме много сделал своими руками, но больше всего любил молитву. Вспоминается, как каждое утро неотступно, на молитве он поминал всех своих духовных чад, а их было немало, и всех поминал по памяти.

Вот как сам батюшка о себе писал:

«Родился я восемнадцатым ребенком (в 1937 году) в крестьянско-христианской семье, на 52-м году жизни моей покойной мамочки и 66-м году жизни отца. Крестили меня в храме в честь святых Апостолов Петра и Павла. И так как был я самый маленький, то и назвали меня Павлом. Мама моя букв не различала, а вот в полночь ее разбуди и спроси: «Бабо Параско, а какой завтра праздник?» — и она без запинки ответит: Святителя Спиридона Тримифунтского, или преподобного Саввы Освященного, или иного какого святого. А я, грешник, так не могу — мне в календарь надо заглянуть, потом ответить.

В нашей семье все вставали в четыре часа утра на молитву. Даже когда я был грудным младенцем, все равно участвовал вместе со всеми в домашней молитве. Потом меня и других младших детей укладывали досыпать, а старшие шли выполнять полученные ими от родителей поручения. Причем должен отметить, что поручения были всем равные по трудности и никогда и никем не отменялись. Если папа говорил выполнить что-то, то мама уже не могла пожалеть и отменить поручение, и наоборот, папа не отменял поручений, которые давала нам мама.

В семь часов утра по установившимся семейным правилам все садились за стол. И что Господь послал и благословил, а мама со своими помощницами приготовили и подали на стол, то берите и ешьте, кто сколько пожелает. Покушали, убрали — и всё, до обеда никаких кусков никому. В час дня всей семьей садились обедать, в семь вечера ужинали.

Что этот уклад был правильным, я ощутил, когда меня призвали в армию. Ох, как он мне помог в первые дни моей армейской службы! Подъем в шесть утра — для меня проще простого, ведь дома я привык просыпаться в четыре. За 45 секунд одеться мне тоже было легко, поскольку я уже проснулся, помолился всеми молитвами, которые помню наизусть. Дежурный по роте начинает нас будить, а я уже готов. Среди других новобранцев первые дни был ропот, тяжело им пришлось. А мне служба давалась легко. И физическая нагрузка была нипочем — дома на молитве я каждый день делал 150-200 поклонов, а они ох как развивают мышцы и поясницы, и рук, и ног.

Когда меня призывали в армию, к моей маме приехал из райцентра военный комиссар и говорит: «Прасковья Климентьевна, государство, учитывая, что много ваших сыновей служили и воевали, есть и погибшие в Великую Отечественную войну, предоставляет вам право младшего сына оставить при себе. Возраст у вас преклонный, вы нуждаетесь в его помощи». А мама моя ему в ответ: «Что ж он, в рубашке родился? Братья его воевали, погибли, а он за их могилами будет скрываться? Пусть идет и служит, как все. А я буду ждать его, как ждала других сыновей. Но не всех дождалась… » Понимала моя мама, что без армейской службы не стать мне настоящим мужчиной.

В первый год службы в Великую Субботу я отпросился во второй половине дня в увольнение и пошел в собор, читать Деяния Апостолов. Представьте только, солдат Советских Вооруженных Сил в армейской форме под Святую Пасху читает в соборе Апостол. До сих пор жалею, что увольнение мне дали только до 24.00, и я не смог помолиться на Пасхальной заутрене. Без пятнадцати минут двенадцать оставил собор и побежал, чтобы не опоздать в часть. На следующий день опять взял увольнение, пошел в собор, молился за Пасхальной вечерней. Похристосовался с батюшкой, получил от него в подарок пасхальное яйцо и пошел в часть.

Вот и хочется мне сказать вам, мои возлюбленные, что главное в жизни — не образование. Хотя и оно тоже нужно. Главное — научить детей любить Бога. С Богом все в их жизни устроится благополучно, жить будет хорошо, легко и интересно. Чтобы у детей ваших хорошо сложилась жизнь, любите друг друга, цените друг друга — подавайте им пример. Вечером сядьте с детьми, поговорите, почитайте Евангелие — и не нужен вам телевизор. Молодежь скажет, с ума сошел дед, в четыре часа утра на молитву вставать… А гулять до трех часов ночи — это можно? Не надо себя жалеть, приучите себя к труду и молитве, потрудитесь для спасения души — и сами увидите, как изменится ваша жизнь.

С глубочайшей любовию ко всем Павел Власович Мухин,

ст. Малодельская Фроловского района Волгоградской области.

10 июля 2014»

Очень не хватает нам тебя отче Павел, но знаем, что ты так же неотступно молишься о нас в небесных обителях. Вечная тебе память, дорогой наш батюшка.

Галина Лихачева, миссионерский отдел Волгоградской епархии

(473)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели