14 декабря совершается память праведного Филарета Милостивого, Пафлагонянина

Пра­вед­ный Фила­рет Ми­ло­сти­вый, сын Ге­ор­гия и Ан­ны, вос­пи­тан­ный в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем, жил в VIII в. в се­ле­нии Ам­нии Па­фла­гон­ской об­ла­сти (Ма­лая Азия). Же­на его, Фе­о­з­ва, бы­ла из бо­га­той и знат­ной се­мьи, у них бы­ли де­ти: сын Иоат и до­че­ри Ипа­тия и Еван­фия.

Фила­рет был бо­га­тым и знат­ным вель­мо­жей, но бо­гат­ство его не ра­до­ва­ло. Зная, как мно­го лю­дей стра­да­ет от бед­но­сти, вспо­ми­нал он сло­ва Спа­си­те­ля о Страш­ном Су­де и о «ма­лых сих» (Мф.25:40), сло­ва апо­сто­ла о том, что че­ло­век, уми­рая, ни­че­го не уно­сит из ми­ра (1Тим.6:7), стро­ки ца­ря Да­ви­да о воз­на­граж­де­нии пра­вед­ни­ка (Пс.36:25). И Фила­рет про­сла­вил­ся ни­ще­лю­би­ем.

Од­на­жды из­ма­иль­тяне (ара­бы) на­па­ли на Па­фла­го­нию, опу­сто­ши­ли стра­ну и раз­гра­би­ли иму­ще­ство Фила­ре­та. У него оста­лось 2 во­ла, ко­ро­ва, несколь­ко ульев и дом. Но и это, по­след­нее, он по­сте­пен­но раз­дал бед­ным. Стой­ко и крот­ко пе­ре­но­сил он упре­ки же­ны и на­смеш­ки де­тей. «Я имею в тай­ни­ках, вам неиз­вест­ных, та­кое бо­гат­ство и та­кие со­кро­ви­ща, – от­ве­чал он род­ным, – ко­то­рых до­станет вам, да­же ес­ли вы и сто лет про­жи­ве­те без тру­да и ни о чем не за­бо­тясь».

И Гос­подь воз­дал Фила­ре­ту за его ми­ло­сер­дие: ко­гда бы­ла от­да­на по­след­няя ме­ра пше­ни­цы, его ста­рый друг при­слал ему со­рок мер, а по­сле то­го, как бы­ла от­да­на ни­ще­му теп­лая одеж­да, к нему вер­ну­лось бо­гат­ство.

В то вре­мя ви­зан­тий­ская им­пе­ра­три­ца Ири­на (797–802) ис­ка­ла неве­сту для сы­на – бу­ду­ще­го со­пра­ви­те­ля Кон­стан­ти­на Баг­ря­но­род­но­го (780–797) и для это­го по всей им­пе­рии разо­сла­ла по­слов. По­слы не ми­но­ва­ли и Ам­нии. Ко­гда Фила­рет и Фе­о­з­ва узна­ли, что вы­со­чай­шие го­сти долж­ны по­се­тить и их дом, Фила­рет очень об­ра­до­вал­ся, а Фе­о­з­ва опе­ча­ли­лась: в до­ме не бы­ло во­об­ще ни­ка­кой еды, а о по­до­ба­ю­щем уго­ще­нии нече­го бы­ло и ду­мать. Но Фила­рет при­ка­зал жене хо­ро­шень­ко убрать в до­ме. Со­се­ди, узнав, что ожи­да­ют­ся цар­ские по­слы, при­нес­ли в изоби­лии всё для бо­га­то­го пи­ра. По­слы ото­бра­ли для цар­ских смот­рин вме­сте с 10 кра­си­вей­ши­ми де­вуш­ка­ми внуч­ку Фила­ре­та Ма­рию. Ма­рия пре­взо­шла сво­их со­пер­ниц доб­ро­той и скром­но­стью и ста­ла ца­ри­цей, а Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный щед­ро ода­рил Фила­ре­та. Так вер­ну­лись к Фила­ре­ту сла­ва и бо­гат­ство. Но, как и преж­де, свя­той ни­ще­лю­бец щед­ро раз­да­вал ми­ло­сты­ню и устра­и­вал тра­пезы для ни­щих, и сам слу­жил им во вре­мя этих тра­пез. Все удив­ля­лись сми­ре­нию Фила­ре­та и го­во­ри­ли: «По­ис­ти­не че­ло­век этот весь Бо­жий, ис­тин­ный уче­ник Хри­стов».

Слу­ге он при­ка­зал сде­лать три ящи­ка и на­пол­нить их по­рознь зо­ло­ты­ми, се­реб­ря­ны­ми и мед­ны­ми мо­не­та­ми: из пер­во­го по­лу­ча­ли ми­ло­сты­ню со­всем неиму­щие, из вто­ро­го – ли­шив­ши­е­ся средств, а из тре­тье­го – те, кто ли­це­мер­но вы­ма­ни­вал день­ги.

Так, не при­ем­ля по­че­стей, в сми­ре­нии и ни­ще­лю­бии до­стиг бла­жен­ный ста­рец 90 лет. Пред­ви­дя свою кон­чи­ну, он от­пра­вил­ся в кон­стан­ти­но­поль­ский мо­на­стырь Ро­доль­фию, роз­дал там всё, что имел при се­бе, на мо­на­стыр­ские нуж­ды и ни­щим. При­звав род­ных, на­став­лял их в ни­ще­лю­бии и нес­тя­жа­тель­но­сти и мир­но пре­ста­вил­ся Бо­гу. Скон­чал­ся он в 792 го­ду и по­гре­бен в оби­те­ли Су­да Ро­доль­фия в Кон­стан­ти­но­по­ле.

Свя­тость пра­вед­но­го Фила­ре­та под­твер­ди­ло яв­лен­ное по­сле его смер­ти чу­до. Ко­гда те­ло свя­то­го нес­ли к ме­сту по­гре­бе­ния, один че­ло­век, одер­жи­мый бе­сом, схва­тил­ся за гроб и сле­до­вал с по­гре­баль­ной про­цес­си­ей. На клад­би­ще про­изо­шло ис­це­ле­ние бес­но­ва­то­го: бес по­ва­лил че­ло­ве­ка на зем­лю, а сам вы­шел из него. Мно­гие дру­гие чу­де­са и ис­це­ле­ния со­вер­ша­лись при гро­бе свя­то­го.
По­сле смер­ти пра­вед­но­го Фила­ре­та его же­на Фе­о­з­ва тру­ди­лась, вос­ста­нав­ли­вая в Па­фла­го­нии мо­на­сты­ри и хра­мы, раз­ру­шен­ные во вре­мя ино­зем­ных на­ше­ствий.

Источник Азбука.ru

(132)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели