Пребывание князя Александра Невского в Нижнем Поволжье

В преддверии 800-летия святого благоверного великого князя Александра Невского мы знакомим читателей с историческими очерками, посвященными его жизни. На этот раз предлагаем ознакомиться с публикацией из журнала «Царицын Православный» №11, 2020 о его пребывании в Нижнем Поволжье.

Сын переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича, ставший великим русским святым Александром Невским, неоднократно пребывал при дворе сначала Батыя, а затем Берке. В Волго-Донском крае бытует легенда, что проезжавший здесь князь Александр Невский просил татарского хана облегчить тяготы русских рабов, строивших каменный брод через реку Иловлю. Сейчас в этом месте на северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой, или Святой могилой, а возле него бьёт родник.

Святой благоверный князь Александр Невский. Икона. Вторая треть XIX века

«Там, где ныне расположено село Каменный Брод, через реку Иловлю существовал естественный брод, которым пользовались народы и племена былых времён. Обычно с наступлением весны, следом за оттепелью, из южных краёв шли со стадами скота кочевники к броду, чтобы до разлива Иловли перейти на её правый берег, в степные просторы Донского водораздела. С лета 1236 года брод на реке Иловля стал именоваться Каменным. Но только с 1242 года он стал самым бойким местом. Продолжалось это до сентября 1380 года. 140 лет в летний период брод ежедневно приводился в надлежащий вид, создавались условия для перехода через него. Несколько сот рабов хана Батыя, взятых в плен на Руси, обновляли дно и подходы к броду. Каверзная река Иловля с болотистой поймой, илистым дном, крутыми берегами, заросшими дубовым лесом, полноводная и быстрая течением, в сочетании с Приволжской возвышенностью являлась серьезным естественным препятствием для воинственных кочевников с их многочисленными табунами лошадей и другого скота». Перед Каменным Бродом Александра Невского задержали сторожевые посты Золотой Орды. Несколько дней Александр ждал. При этом возможности пообщаться с невольниками у него не было. Строгая изоляция рабов брода глубоко запала в душу князя.

Точная дата первой поездки его в Орду в разных летописях отлична. Летописцы вообще часто приводят отличающиеся друг от друга даты одних и тех же событий. Это происходит из-за того, что летописные своды обычно содержат смесь мартовского и ультрамартовского стилей. На Руси использовалось несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте. Также разногласия в датировке происходят, вероятно, из-за длительности поездок в Орду и проживания там.

«Хотя и почтен был от Бога честью земного царства и был женат и имел детей, но смиренную мудрость стяжал больше всех людей. Был же он ростом очень высок, красотою лица был подобен Иосифу Прекрасному, сила же его была частью от
силы Самсона, голос его звучал как труба в народе». Страница из Жития святого Александра Невского в составе Лицевого летописного свода XVI века. Рукопись.
Государственный исторический музей. Москва. Источник: http://andcvet.narod.ru

Каждый летописец также приводит свое число поездок князя Александра в Орду. Новгородская IV летопись говорит всего о трех: 1242 г. (6750 г. от Сотворения мира), 1246 (6754) и 1262 (6770). Новгородская I летопись старшего извода упоминает еще о его приезде из Орды в 1250 (6758). А Лаврентьевская сообщает о поездках в 1245 (6753), 1247 (6755), 1252 (6760), 1257 (6765), 1258 (6766).

Так, в Новгородской четвертой летописи отмечено под 1241-1242 годом: «В лето 6750. Иде Александр к Батыю царю, а Олег Рязаньский к Канови (Кановичами на Руси называли столицу великих ханов Каракорум в Монголии) иде. И пришед Александр
от Батыя, и поиде с братом Андреем, с Низовцы и с Новгородци, изгонною ратью, на Немци к Пскову…». В Псковской первой летописи также говорится: «В лето 6749 пришед Александр от Батыя, поиде с братомъ Андреемъ и с Низовцы ко Пскову…». Неизвестно, встретился ли князь Александр с Батыем в это время, так как осенью 1241 г. и зимой 1241-1242 г.г. Батый пребывал не в своей ставке на Волге, а в Польше и Венгрии. Вернулся он, вероятно, не ранее лета или осени 1242 года. Но даже в отсутствии Батыя князь Александр, вероятно, смог установить нормальные взаимоотношения с ордынской бюрократией. Судя по всему, он был первым русским князем, посетившим Орду.

Большинство современных исследователей (В.В. Похлебкин, В.Л. Егоров, А.А. Горский, Ф.Ф. Шахмагонов и другие) вообще не упоминают эту поездку или не указывают точные даты. Вторая поездка Александра в Орду, по данным Новгородской IV летописи, состоялась в 1246-1247 гг.: «В лето 6754. Езди Александр другое к Батыю, и Батый отпусти его на Русь с честию». Приезд нескольких князей в Орду связан с гибелью великого князя Владимирского Михаила Ярославича. Святослав Всеволодович надеялся вернуть великое княжение, но ярлык получил Андрей Ярославич – брат Александра Невского.

«С юного возраста и с младых ногтей] был он научен всякому благому делу
благочестивым отцом своим, богомудрым и державным Ярославом Всеволодовичем,
и святой матерью своей, боголюбивой великой княгиней Феодосией, нареченной
в иночестве Ефросинией. Ими был он воспитан в добрых наставлениях, и так
вселился в его сердце страх Божий соблюдать заповеди Господни и творить их во
всем, ибо очень почитал он священничество и монашество». Страница из Жития
св. Александра Невского в составе Лицевого летописного свода XVI века. Рукопись.
Государственный исторический музей. Москва. Источник: http://andcvet.narod.ru

Лаврентьевская же летопись указывает, что «В лето 6753 (1245 г.). Того же лета великый князь Ярослав, и с своею братьею и с сыновци, поеха в Татары к Батыеви». Но в Орде судьбу русского трона решить не удалось. Пришлось братьям, как и отцу, отправиться в далекий Каракорум, столицу тогдашней Монголии к сыну Чингисхана Мангухану. Два года отняла эта поездка. Монгольская ханша Огуль-Гамиш, милостиво приняв русичей, поставила Александра киевским князем, а Андрея — владимирским. Титул Александра был почетным, но ничего не содержащим за собой: Киев лежал в руинах после татарского нашествия. Поэтому он возвращается в Новгород. Далее Лаврентьевская летопись отмечает: «В лето 6755 (1247 г.). Того же лета поеха Андрей князь Ярославич в Татары к Батыеви, и Олександр князь поеха по брате же к Батыеви; Батый же почтив его, и посла я к Кановичем».

По сообщению Новгород ской первой летописи старшего извода (Синодальный список): «В лето 6758 (1250 г.). Приеха князь Олександр из Орды, и бысть радость велика в Новегороде».

Следующий раз ему пришлось ехать в Орду в 1252 г. Лаврентьевская летопись извещает об этом: «В лето 6760 (1252 г.). Иде Олександр князь Новгородскый Ярославич в Татары; и отпустиша и честью великою, давшее ему старейшинство во всей братьи его». Александр Невский тогда ездил на Дон к сыну Батыя Сартаку с жалобой на брата Андрея.

Татары по навету родного дяди Святослава напали на Андрея, разгромили его дружину. Сам он едва успел сбежать в Швецию. Александр решил остановить волну татарского насилия и выехал в наши поволжские степи для встречи с ордынскими правителями. В жаркие июньские и июльские дни пребывает он в Сарае. Батый к тому времени уже состарился, фактически правил Ордой его сын Сартак. Он выдал Александру Ярославичу ярлык на владимирский трон. Торжественно встретил его во Владимире митрополит Кирилл, с которым у Александра складываются дружеские отношения. Началось одиннадцатилетнее правление нового великого князя.

Мужество и героизм великого русского князя вызывали уважение и даже страх у татар.
Как сказано в одной из старинных книг: «Жены моавитянские (т.е. татарки. – Авт.) его именем устрашали детей: «Смолкните, вот идёт князь Александр!»

Филипп Москвитин. «Перенесение мощей святого благоверного князя Александра
Невского Петром I в Санкт-Петербург»

Через несколько лет снова прибыл Александр Невский в наши края. Батый умер, Сартак, с которым у русского князя, кажется, сложились неплохие отношения, был задушен родным дядей Берке, который стал ордынским правителем. Его наместник Улагчи, которого тоже именовали ханом, решил провести перепись подвластного русского населения, чтобы увеличить сбор

дани. Под 6765 (1257 г.) и 6766 (1258 г.) в Лаврентьевской летописи читаются сходные известия о поездке в Орду русских князей во главе с великим князем Александром – «чтить» хана Улагчи: «В лето 6765. Поехаша князи в Татары, Александр, Андрей, Борис; чтивше Улавчея, приехаша в свою отчину». Затем летописец сообщил: «В лето 6766. … Того же лета поидоша князи в Татары, Олександр, Андрей, Борис, Ярослав Тверский; чтившее Улавчия и вся воеводы, и отпущении быша в свою отчину. … Тое же зимы приехаша численици, исчетоша всю землю Суждальскую, и Рязаньскую, и Мюромскую, … толико не чтоша игуменов, черньцов, попов, крилошан, кто зрит на святую Богородицю и на владыку». Хотя эта поездка не принесла желаемого результата,
перепись не была отменена, всё же проводилась она не в самом жёстком режиме. Прошли переговоры и о других вопросах сосуществования Руси и Орды.

С.М. Иванов,
сотрудник отдела по
взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Волгоградской епархии, кандидат
философских наук

Далее читайте в журнале «Царицын Православный» №11, 2020 г. (стр. 8-14) (жмите ссылку)

(962)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели