Рождественское послание митрополита Волгоградского и Камышинского ФЕОДОРА
всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Волгоградской епархии
«Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы днесь».
(Стихира Праздника на Литии)
Возлюбленные о Господе пресвитеры и диаконы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас и от души поздравляю с Великим праздником исполнения древних обетований о спасении рода человеческого – Рождеством Господа нашего Иисуса Христа!
Две с лишним тысячи лет назад, когда исполнилась полнота времен, Божественная слава осияла ночное небо Ветхого мира и на земле родился Божественный Сын, Отроча младо, предвечный Бог, «Тот, для Которого всё и от Которого всё» (Евр. 2:10). «Начальник мира восприял на Себя печать человечества, — учит преподобный Ефрем Сирин, — чтобы и человечество украсилось печатью Божества».
«Слава в вышних Богу!» – в сию святую ночь торжественно воспевают Ангельские силы. «Слава в вышних Богу!» – и каждый из нас как бы продолжает сию рождественскую песнь расположением своего сердца: «…и на земли мир, в человецех благоволение», с душевным трепетом стремится в храм Господень, чтобы поклониться Богомладенцу (Лк. 2:14).
Отбросив всяческие страхи и тревоги, в беспредельном доверии к Небесному Отцу, здесь, в священном церковном полумраке, мы сами уподобляемся детям, созерцая великую благочестия тайну: «Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-ой песни канона Праздника). Именно от Вифлеемских пелен начинается перерождение мира, отсчет Нового времени, спасение и умиротворение вселенной и каждого из нас. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», – взывает к нам Христос Спаситель кротким Божественным гласом (Мф. 11:28).
Этого покоя так давно искал многомятежный человеческий род, погрязший в грехах, раздорах и праздности. На протяжении тысячелетий он пытался обмануть себя и выстроить жизнь без Бога, подменяя Божественную истину разумением падшего человеческого естества. В постоянном вращении сфер новых потребностей в системе ценностей человеческого общества незаметно изменился сам центр притяжения. Мир стал не Богоцентричным, а человекоцентричным. В наших ежедневных стремлениях, к сожалению, давно уже нет мысли как угодить Христу и как угодить ближнему. Нервно пульсирует беспокойный помысел: как угодить себе? Широкий спектр соблазнов лишает покоя, ожесточая сердца людей в погоне за призрачным счастьем. Но, увы! Все земное дает лишь временное успокоение и новое разжжение крови в поисках формулы счастливой жизни. А формула, между тем совершенно проста – «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 5:15). Христос есть и Путь, и Истина, и Жизнь, и настоящая Радость жизни. Но вместе с тем, Его Божественное изволение никоим образом не упраздняет закон человеческой свободы. «Дело Бога – предложить Свою благодать, – пишет святитель Кирилл Иерусалимский, – дело человека – принять и хранить эту благодать».
Через рождение Христа Жизнодавца от Преблагословенной Богородицы люди обрели великий дар «называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1) – говорит любимейший из апостолов. И отныне мы «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19) – продолжает его мысль всехвальный Павел. Нас, мертвых от множества преступлений, Господь возлюбил Своей великой любовью и оживотворил (ср. Еф. 2:4,5). «Воздадим же Ему достойную честь и воздаяние. Нашим же воздаянием Богу не может быть ничего другого, кроме спасения нашего и наших душ, кроме забот о добродетели и попечения о наших братьях», – сквозь века обращается к нам святитель Иоанн Златоуст. Эти мудрые слова праведника Божия имеют непреходящую актуальность. Сегодня, когда множество людей умирают и тяжело болеют от различных инфекций, гибнут в войнах, страдают от природных катаклизмов и междоусобных столкновений, нам необходимо не только сохранить человеческое лицо, но являть миру христианскую любовь через конкретные дела милосердия. Как учит первоверховный апостол: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Прийти на помощь ближнему – это все равно, что внести горящий светильник в мрачную сырую комнату. Потому и говорит Спаситель: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела» (Мф. 5:16).
Мы призваны не терять способности их совершать даже в самые сложные времена, в самые тяжелые дни нашей жизни, не взирая ни на какие трудности и ограничения. Отчужденность людей, порой даже озлобленность и непонимание побеждайте своей любовью, великодушием и снисхождением. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19) – подсказывает нам Учитель Христос. А это возможно, если человек сам будет покоен и мирен. «Когда человек придет в мирное настроение», – говорит преподобный Серафим Саровский, – тогда может от себя и на прочих изливать свет просвещения разума». Сотворим мир в сердцах наших, и он воцарится в наших домах, семьях и обществе, ибо «к миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7:15). Только в мирном устроении духа можем мы совершать достойное служение Творцу, Который Сам есть Бог мира (см. Флп. 4:9).
В эти святые дни, озаренные светом Рождественской звезды, последуем примеру премудрых волхвов и простых пастухов. Проникая в великую тайну боговоплощения умом и сердцем, принесем в сокральные ясли Вифлеема хвалебный гимн и сокровища нашей души: золото добрых дел и ладан молитвы, смирну послушания и терпения. Вместе с небожителями паки и паки воскликнем: «Христос раждается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля» (ирмос 1-ой песни канона Праздника).
Еще раз всех вас, моя дорогая и возлюбленная паства, поздравляю с Великим праздником Рождества Христова. Заканчиваю свое Рождественское послание жизнеутверждающими словами известного русского философа Владимира Соловьева: «Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!».
Божиею милостию, смиренный
ФЕОДОР
Митрополит Волгоградский и Камышинский
Рождество Христово 2020 / 2021 г.
г. Волгоград
(289)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.