Полностью завершены работы по внутренней росписи храма святого великомученика Георгия Победоносца

журнал «Царицын Православный» №12, 2020 год

«Вот — Я. Ради вас»

Увидеть с улицы храм святого великомученика Георгия Победоносца невозможно. Он находится на закрытой территории завода «Красный Октябрь». И попасть сюда можно, только предъявив паспорт на заводской проходной и получив одноразовый пропуск. Тем не менее службы регулярно посещают не только заводчане, но и жители ближайших к предприятию кварталов. Приход за годы сложился дружный, здесь ведется разнообразная работа. Правда, в последние месяцы, как и везде, в связи с пандемией приходская жизнь сбавила обороты, но не остановилась. Настоятель храма иерей Виктор Титов, как чуткий пастырь, всегда на связи с прихожанами, продолжается совместная молитва, дистанционно проводятся занятия воскресной школы, работает уникальный клуб для страдающих наркозависимостью, а в самом храме продолжается благоустройство. Но более подробный рассказ об интересной и содержательной жизни этого прихода еще ждет наших читателей в одном из ближайших выпусков журнала «Царицын Православный». Сегодня же мы с вами совершим виртуальную экскурсию в храм Георгия Победоносца, полюбуемся изумительной, богатой, уникальной росписью его стен и познакомимся с главным художником – иконописцем Николаем Пачкаловым.

Дорожка по небольшой аллее от проходной, слегка посыпанная утренним снежком, крыльцо, тяжелые двери… и мы попадаем в другой мир.

Николай Пачкалов: Руководство металлургического завода в 2005 году приняло решение восстановить храм, а затем, в 2012 году, возникла мысль о росписи интерьера. Мне было предложено выполнить эскизы к росписям. Обычно проект рисуется на бумаге, но двухмерное изображение не позволяет зрителю понять все композиционные особенности и сокращения перспективы. Поэтому выбрали более трудоёмкий и наглядный путь – расписать храм в миниатюре, выполнив два небольших трёхмерных макета интерьера.

Восточную стену занимает самая большая из всех композиций, Тайная Вечеря, гармонично вписанная в пространство над
алтарем до самых сводов.

Этот храм производит впечатление сказочной шкатулки с сокровищами. Время и пространство, визуально никак не сопоставимые с внешними формами, здесь приобретают совсем другое измерение, словно расширяются без каких бы то ни было пределов. Восточную стену занимает самая большая из всех композиций, Тайная Вечеря, гармонично вписанная в пространство над алтарем до самых сводов. Двенадцать апостолов, сидящих за столом, симметрично окружают свод входа во внутреннюю часть алтаря. Наверху, по центру, венчает эту композицию Господь, к груди Которого склонился любимый ученик. Поражает удивительная гармония во всем: соотношение и переходы цветов, плавность линий, пропорции, сама живость изображений. Любовь и светлый творческий подход художника даже к мельчайшим деталям. Здесь вас удивит птица (найдите ее, она живет в Иерусалиме), здесь – деталь одеяния и даже серьга у служанки.

Николай Пачкалов: В росписи храмов есть давно устоявшиеся правила, но это не мертвая закостеневшая схема, а живая традиция, где тот же Евангельский цикл может быть максимально расширен, а может сжаться до нескольких основных тем. Есть главные, узловые, композиции, но и они варьируются. Так, в куполе вместо Христа Вседержителя ещё в VIII-IX веках встречается изображение Вознесения Господня. Мог изображаться и Крест, а в русском искусстве XVII века излюбленной купольной композицией становится Отечество. Современная храмовая архитектура порой напоминает древние русские церкви лишь внешне, с фасадов, сильно меняя традиционное внутреннее пространство. Во многих новых храмах нет колонн, несущих купол, арочных сводов, и т. п. Большие современные окна превращают стены в узкие, невыразительные для стенной живописи плоскости. Всё это не позволяет использовать многие решения мозаик и фресок Византии и Средневековой Руси, требуются другие подходы. Не все современные отделочные материалы, гипсокартон прежде всего, устраивают художника. Часто храм оштукатурят, не обсудив технологию с профессионалом, и приходится потом выполнять трудоемкую отделку заново.

Поражает глубиной своего значения трехмерная композиция: Распятие, венчающее иконостас, за ним – чаша с рыбой (символ Христа) на столе Тайной Вечери, за ней – чаша с Агнцем на столе под Мамврийским дубом! В этой архитектурно-иконописной последовательности – все Писание, вся Благая Весть, главное послание человечеству! И как страшная кричащая правда – Иуда, тянущий руку к чаше, в данной композиции почти над Распятием, но за ним, а значит – побежденный всесильной Жертвой.

 

Там – символы евангелистов, вписанные в архитектурные фрагменты их келий. Везде жизнь, движение, мысль. И ни о чем не скажешь «мелочь». Всякая деталь искусно вплетена в историческое полотно, которое и составляет роспись. Непрерывную сюжетную череду, нимало не разбавленную нигде даже малейшим орнаментом.

Николай Пачкалов: Отсутствие праздничного ряда в уже существующем на тот момент иконостасе подсказало нам главную тему росписей–двунадесятые праздники. Настоятель храма, иерей Виктор Титов, одобрил эту мысль, предложив на восточной стене изобразить большую композицию Тайной Вечери. При разбивке стен на отдельные фрагменты, появилось место для ещё одного сюжета, поэтому после Тайной Вечери в исторической последовательности следует Распятие. В куполе – образ Христа Вседержителя и ангелов, на сводах – четыре евангелиста и звездное небо. Композиционное и цветовое решение эскизов – главные вопросы, определяющие будущий образ сакрального пространства. Как и в работе над интерьером волгоградского храма святого князя Владимира, разработка макетов была выполнена совместно с моим университетским учителем Александром Викторовичем Швецом, художником-монументалистом. Руководство завода выбрало более яркий, насыщенный синим цветом, вариант. И в 2013 году митрополит Герман благословил начало росписи.

Начав взглядом свой путь по этому сюжетному рисованому повествованию, Вы в минуты забудете о той суете, что тревожила вас за порогом. Просто погрузитесь в тот период истории человечества, в те ее вехи, что стали самыми значимыми для всей земной цивилизации. Созерцая это богословие в красках, хорошо понимаешь, какую службу оно служило людям, не имеющим возможности читать. Да, многое зависит от художника. Богу только ведомо, что это за труд. Как он молится? Как ищет выражение каждого лика, мысль каждого персонажа? А лики здесь глубоко психологичны. Посмотрите, например, на дев со свечами, сопровождающих юную Марию! Так и слышишь их слова восторга и благоговения! И каждая – живая, настоящая… На детишек, забравшихся на дерево. Ну озорники! В их глазах любопытство и ребячий азарт: «Ого! Кто это к нам на ослике? Почему весь город Его встречает?»

Николай Пачкалов: Обычно всю вспомогательную работу выполняют профессионалы своего дела. Леса в купол, а это 14 метров, ставят монтажники-высотники. Много технических сложностей было с росписью сводов: леса ставились примерно под 45 градусов и лишь на четверть всей площади, чтобы не мешать регулярным храмовым богослужениям. Затем демонтаж – и на другой участок свода, и новая пыль и грязь. В общем, прихожанам, хору и настоятелю пришлось запастись терпением на много лет. А краски здесь применялись силикатные, светостойкие – собор Александра Невского такими же сейчас расписывается.

– Это компактная роспись, – рассказывает Николай Пачкалов, – когда на минимальном пространстве размещено максимальное количество изображений. Отличается от более распространенного в провинции «эконом»-письма стилистики XIX века, где основную площадь занимает орнамент.

Но она не только не давит, а буквально переносит в атмосферу Евангелия, в минуты перезагружает из мирского – в молитвенное, созерцательно-вдумчивое состояние.

Николай Пачкалов: Пока переставлялись леса и подготавливались стены, стенописцы работали на других храмах Волгоградской митрополии, писали новые иконы, реставрировали древние образы. Самый большой перерыв в работе произошёл в 2016 году. Основная часть храма была завершена, и я уже думал, что алтарь и небольшое пространство под балконом клироса если и будут когда-то завершены, то уже не нами: необходимых средств ждать, казалось, неоткуда. Но… Великим постом 2019 года с первым архипастырским визитом храм святого великомученика Георгия Победоносца и завод «Красный Октябрь» посетил митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор. И внезапно благословил завершение росписи! Про себя я удивился словам Владыки. А буквально через несколько недель новое руководство завода выделило необходимую сумму на завершение проекта!

Расположена роспись по канонам, ярусами. Под куполом – Господь Вседержитель, на сводах ангелы и Евангелисты, ниже – новозаветная история, двунадесятые праздники. И, наконец, ближе всего к нам, чуть выше роста человека, – подвижники, прославленные в лике святых. Самые ближние из которых (они провожают нас при выходе из главной части храма, справа и слева от арки) – местночтимые святые: игумения Арсения Усть-Медведицкая, священномученик Николай Попов и ближайшие к храму соседи (им посвящены два ближайших храма) – праведный Иоанн Кронштадский и мученицы Вера, Надежда, Любовь и София.

Николай Пачкалов: В алтарной части, которая скрыта иконостасом, изображен ряд святых отцов – богословов и учителей Церкви. Пожалуй, именно эти святые собраны в алтарном пространстве впервые вместе. Некоторых великих подвижников помнят сейчас лишь те, кто знакомился с древней историей Церкви, с удивительным богословием святых отцов. Ведь именно в богословских спорах с еретиками в первых веках христианства возник Символ Веры и другие, исполненные Духом Святым, догматические истины и литургические молитвы. Так, под образом явления Пресвятой Троицы Аврааму изображена композиция, называющаяся службой святых отцов. В центре неё изображен престол, на котором стоят евхаристические сосуды и возлежит Младенец Христос. Слева и справа предстоят святой Иаков, первый епископ Иерусалима (литургия святого Иакова до сих пор служится в некоторых русских храмах) и святитель Игнатий Богоносец. Далее на стенах изображены святые Киприан Карфагенский, Иустин Философ, Афанасий Великий, Климент Александрийский, на алтарной арке ветхозаветные первосвященники, праотцы и пророки: Мелхиседек, Аарон, Енох и Илия. Над жертвенником – святые Григорий Палама, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Григорий Богослов и Григорий Нисский. В южной части алтаря – Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Марк Ефесский. Храм не настолько велик, мы не стали мельчить масштаб, стенопись должна быть хорошо читаема. Хотя в некоторые традиционные композиции добавлены нехарактерные детали. Так, во время работы над сюжетом Тайной Вечери образовалось два пустых угла, требующих небольших пятен-акцентов. Художники эпохи Возрождения иногда фантазировали, рисуя посторонние детали, могли и кошку с собакой изобразить. Насколько наше решение удачно, решайте сами: в левом углу помещён широкий сосуд и кувшин с водой, какие обычно изображаются на другой иконе – «Омовение Господом ног ученикам». Так что это намёк на событие, произошедшее здесь же, в Сионской горнице, когда Господь подал пример своим ученикам, став посреди них как служащий (Лк.22,27). В другом углу разместился фонарь –намёк на скорое взятие Иисуса под стражу, когда Иуда приведет отряд воинов с фонарями и оружием в Гефсиманский сад (Ин. 18, 3). Приходите, посмотрите! Сколько найдете ещё интересных деталей? Храм открыт каждый день.

Стены довоенных заводских корпусов стали теперь одним из памятников Сталинградской битвы. 77 лет назад, здесь, на месте, где сейчас стоит храм, шли страшные бои.

Тихо. Светло. Небесно. И как то по-домашнему уютно… А по ту сторону Голгофы, за большим ажурным окном, всего в каких-нибудь нескольких метрах от стен храма – разбитые фашистскими бомбами остатки стен довоенных заводских корпусов, ставшие теперь одним из памятников Сталинградской битвы. 77 лет назад здесь, на месте, где сейчас стоит храм, шли страшные бои. Обугленные руины, будто вписанные в иконописное предание, создают жуткий эффект. Почти слышишь смертоносный гул, но… нас отделяют от этого кошмара не только стены Церкви, но и Голгофа. Склонивший голову на Кресте Господь словно говорит:

 

— Дети Мои!
Не допустите вновь!
Не воюйте больше никогда!
Не ссорьтесь, не ругайтесь, не мстите.

Научитесь же, наконец, не учинять разборки, не делиться на партии, а просто прощать. 

Просто – любить…
Если не хотите больше руин и страданий.
Вот – Я.
Ради вас.
Смотрите на Меня.

Анна Гончарова
Фото Константина Броневицкого,
Николая Пачкалова
и Влада Сосновского

Настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца иерей Виктор Титов: Время, конечно, необычное сейчас. Оно заставляет задумываться об истинности христианства. О том, что есть христианство для всякого человека, который, может быть, уже давно ходит в храм, много лет, привык регулярно посещать богослужения. Самый, на мой взгляд, важный вопрос, особенно сейчас, когда люди не могут так часто приходить в храм, как хотелось бы, задуматься о том, а ограничивается ли христианство только богослужением? Посещением храма? Или оно гораздо шире, глубже, чем
мы думаем? Конечно, на ум приходит и подвиг новомучеников и исповедников Российских, которые находясь в тюрьмах, в лагерях, причащались, возможно, один раз в год. А может быть, и раз в несколько лет. Но духом были ближе к Христу, чем многие из нас сейчас. Поэтому мы все должны благодарить Бога за то, что Он нас сейчас таким образом взбадривает. Нашу духовную жизнь. Что мы задумываемся об этих вещах, о которых не задумывались каких-нибудь год-два назад. И благодарить за то, что теперь каждая служба становится для человека особым праздником.Именно в это время, когда кто-то находится на самоизоляции, но все равно время от времени появляется такая возможность, человек приходит в храм и получает особую радость. Может быть, не совсем применимые слова к данной ситуации, но получается, что «лучше меньше, но лучше». Качество духовной жизни растет. За это тоже – слава Богу!

 

Николай Владимирович Пачкалов родился в 1978 году в Волгограде. Окончил Волгоградский социально-педагогический университет по специальности преподаватель изобразительного искусства. Заинтересовавшись русским средневековым искусством, продолжил образование в иконописной школе при Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии в классе И.А. Кусова.

Выпускником иконописной школы принимал участие в создании икон пророков Давида и Соломона в иконостасе Успенского собора города Тихвина, в год возвращения чудотворной иконы из США. Трудился в Петербургской митрополии, руководил созданием трех иконостасов в Луге и Волхове.

В Волгоградской митрополии написаны новые и отреставрированы старые иконы более чем в тридцати храмах. Из самых значимых работ здесь стали иконостас кафедрального собора святого Иоанна Богослова (совместно с Алексеем Кокотовским), иконостас в храме святого князя Димитрия Донского в городе Волжском совместная с Александром Швецом роспись храма святого князя Владимира в Волгограде.

В 2020 году митрополитом Волгоградским и Камышинским Феодором иконописец Николай Владимирович Пачкалов награжден медалью священномученика Николая Попова 2-й степени.

Швец Александр Викторович родился в 1957 году в Калининграде. Закончил художественно- графический факультет Омского педагогического института, а в 1986 году — Высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной по специальности художник-монументалист. Трудился по специальности в Братске и Ростове-на-Дону. В Волгограде много лет преподавал на художественных факультетах вузов. Член союза художников России, член совета союза дизайнеров России. Удостоен Почетной грамоты Министерства образования РФ за успехи в педагогической деятельности, грамот совета союза дизайнеров России. Многие годы являлся членом Совета СД РФ, стипендиат СД РФ.

Живописные и графические работы находятся в частных коллекция Испании, Японии, Германии, Франции. Среди работ в Волгограде: герб Волгоградской области в соавторстве с Курасовым Ю.М. и многие другие.

(496)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели