17 февраля — день памяти преподобного Кирилла Белого, Новоезерского (Новгородского)

Ро­дил­ся пре­по­доб­ный Ки­рилл от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей в го­ро­де Га­ли­че. Уже бу­дучи от­ро­ком, он стре­мил­ся к ино­че­ской жиз­ни. Оста­вив тай­но ро­ди­тель­ский дом, он от­пра­вил­ся в оби­тель пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия (в Во­ло­год­ском Ко­мель­ском ле­су), о ко­то­рой ему ча­сто рас­ска­зы­ва­ли ро­ди­те­ли. На пу­ти к этой оби­те­ли Ки­рил­лу встре­тил­ся некий ста­рец, ко­то­рый, осве­до­мив­шись о це­ли его пу­те­ше­ствия, бла­го­сло­вил его на­ме­ре­ние ид­ти к св. Кор­ни­лию и за­тем стал неви­дим.

Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий весь­ма бла­го­склон­но при­нял Ки­рил­ла и по­стриг его в ино­ки. Мо­ло­дой инок рев­ност­но стал про­хо­дить ино­че­ское жи­тие.

Меж­ду тем ро­ди­те­ли Ки­рил­ла уже по­те­ря­ли бы­ло вся­кую на­деж­ду най­ти его и да­же ста­ли счи­тать его умер­шим, но вот они от од­но­го ко­мель­ско­го ино­ка узна­ли об ме­сто­пре­бы­ва­нии сво­е­го сы­на. То­гда отец Ки­рил­ла от­пра­вил­ся в оби­тель св. Кор­ни­лия, но здесь в стро­гом пост­ни­ке он не узнал сво­е­го сы­на, а ко­гда за­тем при­знал в нем Ки­рил­ла, то и сам по­стриг­ся в ино­ки под име­нем Вар­со­но­фия. Мать Ки­рил­ла пе­ред смер­тью так­же вос­при­я­ла ино­че­ский чин.

По смер­ти от­ца Ки­рилл, раз­дав ни­щим остав­ше­е­ся по­сле него име­ние, от­пра­вил­ся на се­вер, в глушь ле­сов, чтобы здесь ве­сти вполне уеди­нен­ную жизнь. Су­ро­во про­те­ка­ла жизнь пре­по­доб­но­го в этих пу­сты­нях, где пи­щей ему мог­ли слу­жить толь­ко тра­ва да ко­ра де­ре­вьев. От­сю­да при­хо­дил он ино­гда на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам в нов­го­род­ские и псков­ские пре­де­лы. Так как те­ло его ста­ло по­сте­пен­но осла­бе­вать в по­дви­гах, то он мо­лил Гос­по­да, чтобы Он ука­зал ему ме­сто по­сто­ян­но­го пре­бы­ва­ния. Го­ря­чая мо­лит­ва по­движ­ни­ка бы­ла услы­ша­на, и, по­ви­ну­ясь небес­но­му ука­за­нию, св. Ки­рилл от­пра­вил­ся к Бе­ло­озе­ру. Здесь с од­ной го­ры он уви­дел Но­вое озе­ро и на нем Крас­ный ост­ров. Явив­ший­ся по­движ­ни­ку во сне Ан­гел дал ему ука­за­ние, что здесь Бог из­би­ра­ет ему ме­сто пре­бы­ва­ния. Про­бу­див­шись от сна, Ки­рилл твер­до ре­шил ос­но­вать на Крас­ном ост­ро­ве Бо­жью оби­тель, для ка­ко­вой це­ли и при­об­рел вско­ре от мест­ных кре­стьян ука­зан­ный ост­ров; за­тем со­ору­дил здесь ке­ллию и две церк­ви. То­гда же он был по­став­лен в сан свя­щен­ни­ка.

Ки­рилл рев­ност­но под­ви­зал­ся на но­вом ме­сте в мо­лит­ве и по­сте, пре­тер­пе­вая мно­гие скор­би от бе­сов и злых лю­дей. Осо­бен­но же до­са­жда­ли по­движ­ни­ку мест­ные ры­бо­ло­вы. Бес­по­ко­и­ли его оби­тель так­же и гра­би­те­ли, во мно­же­стве бро­див­шие то­гда по ле­сам и до­ро­гам Ру­си. Но и на этих от­вер­жен­ных ми­ра се­го дей­ство­ва­ла нрав­ствен­ная вы­со­та св. по­движ­ни­ка. Од­на­жды, ко­гда они при­плы­ли к Крас­но­му ост­ро­ву, пре­по­доб­ный об­ра­тил­ся к ним с гроз­ным об­ли­че­ни­ем. Хищ­ни­ки, устра­шен­ные этим, мо­ли­ли свя­то­го про­стить их. В дру­гой раз во­ры сня­ли ко­ло­кол с церк­ви и хо­те­ли уже пе­ре­пра­вить­ся на дру­гой бе­рег, но за­блу­ди­лись. Встре­тив­ший их Ки­рилл об­ли­чил жад­ность их и ука­зал, что да­же и «за­ра­бо­тан­ный ло­моть луч­ше укра­ден­но­го ка­ра­вая», что «вор не бы­ва­ет бо­гат, а бы­ва­ет гор­бат». За­тем, на­кор­мив их, от­пу­стил с ми­ром. Это так по­дей­ство­ва­ло на зло­де­ев, что они бо­лее со­вер­шен­но не на­ру­ша­ли по­коя но­вой оби­те­ли.

Жизнь св. Ки­рил­ла в оби­те­ли бы­ла во всем при­ме­ром и об­раз­цом для дру­гих бра­тий. Он от­ка­зы­вал се­бе во всех бла­гах жиз­ни, хо­дил бо­сой, ино­гда да­же в са­мые же­сто­кие мо­ро­зы, сам ру­бил дро­ва и ко­пал зем­лю. За та­кую свою пра­вед­ную жизнь Ки­рилл был спо­доб­лен от Бо­га осо­бен­ной бла­го­да­ти Св. Ду­ха и да­ра ис­це­ле­ний. Од­на­жды уче­ник пре­по­доб­но­го Ди­о­ни­сий ви­дел, что с ним слу­жит ли­тур­гию диа­кон, ко­то­рый за­тем вдруг ис­чез. Пре­по­доб­ный за­пре­тил ему рас­ска­зы­вать об этом чу­дес­ном яв­ле­нии. Око­ло то­го же вре­ме­ни во мо­лит­вам его ис­це­лил­ся от тяж­кой бо­лез­ни один князь, ко­то­рый в бла­го­дар­ность за это ве­лел вы­да­вать для оби­те­ли пре­по­доб­но­го каж­дый год 40 мер ржи, а так­же в до­ста­точ­ном ко­ли­че­стве мас­ла и со­ли. Пред кон­чи­ной сво­ею преп. Ки­рилл с ве­ли­кой про­зор­ли­во­стью пред­рек те бед­ствия, ко­то­рые пред­сто­я­ло ис­пы­тать Рос­сий­ской зем­ле. «Бу­дут, – го­во­рил он, – на зем­ле бе­ды ве­ли­кие и мя­теж меж­ду людь­ми; но, – при­ба­вил он, – цар­ство на­ше бу­дет уми­ре­но и устро­е­но Бо­гом». Пре­ста­вил­ся св. по­движ­ник в ми­ре 4 фев­ра­ля 1532 го­да.

Вско­ре за­тем от­кры­лись зна­ме­ния осо­бен­ной бли­зо­сти его ко Гос­по­ду. Так, ко­гда один инок, по име­ни Ки­ри­ак, за­бо­лел, то преп. Ки­рилл в сон­ном ви­де­нии явил­ся ему и, осе­нив его крест­ным зна­ме­ни­ем, ис­це­лил от бо­лез­ни. За­тем он ис­це­лил дру­го­го ино­ка, по име­ни Ма­ка­рия. Это ис­це­ле­ние осо­бен­но по­ра­зи­тель­но и за­слу­жи­ва­ет чрез­вы­чай­но­го вни­ма­ния всех ве­ру­ю­щих. Ма­ка­рий был на­ка­зан Бо­гом за свой свое­нрав­ный дур­ной ха­рак­тер тем, что не мог ни есть, ни спать. Ко­гда его при­ве­ли к гро­бу пре­по­доб­но­го, то он в кор­чах упал на зем­лю. То­гда при­вед­шие его ино­ки по­ло­жи­ли его на са­мый гроб пре­по­доб­но­го – и боль­ной тот­час же про­бу­дил­ся со­вер­шен­но здо­ро­вым. Мно­го и дру­гих ис­це­ле­ний про­изо­шло по мо­лит­вам к преп. Ки­рил­лу, неустан­но­му мо­лит­вен­ни­ку на­ше­му пред Бо­гом.

Мо­щи се­го пра­вед­ни­ка бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми при за­клад­ке в его оби­те­ли но­во­го хра­ма, ко­то­рый по обе­ту стро­ил­ся бо­яри­ном Мо­ро­зо­вым, по­лу­чив­шим по мо­лит­вам к св. по­движ­ни­ку спа­се­ние от мно­гих бед.

Источник Азбука.ru

(211)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели