1 марта — день памяти святителя Макария, митрополита Московского и Коломенского

1 марта Православная Церковь совершает память святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского. Выдающийся святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп православия», «Живой Русский святой» – так называли его современники.

Свя­ти­тель Ма­ка­рий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский, апо­стол Ал­тая (в ми­ру Ми­ха­ил Ан­дре­евич Пар­виц­кий-Нев­ский) ро­дил­ся 1 ок­тяб­ря 1835 го­да, на празд­но­ва­ние По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри, в селе Шап­ки­но Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. Отец его, Ан­дрей Ива­но­вич, слу­жил при­чёт­ни­ком сель­ско­го хра­ма Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. С дет­ства мать при­учи­ла ма­лень­ко­го Ми­ха­и­ла к мо­лит­ве. Лю­би­мым чте­ни­ем юно­го Ми­ха­и­ла бы­ли тво­ре­ния свя­то­го Ти­хо­на За­дон­ско­го, Еф­ре­ма Си­ри­на и жи­тие пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го.

В 1854 го­ду он за­кон­чил се­ми­на­рию (здесь ему да­ли фа­ми­лию Нев­ский) и со­глас­но сво­е­му же­ла­нию слу­жить де­лу про­по­ве­ди Еван­ге­лия по­ехал в Ал­тай­скую мис­сию ря­до­вым со­труд­ни­ком, хо­тя по бле­стя­щим успе­хам мог бы про­дол­жить обу­че­ние в Ака­де­мии. Об­раз­цом мис­си­о­нер­ско­го слу­же­ния для него стал пре­по­доб­ный ар­хи­манд­рит Ма­ка­рий (Глу­ха­рёв, па­мять 18 мая) ос­но­ва­тель Ал­тай­ской мис­сии, о жиз­ни и тру­дах ко­то­ро­го он слы­шал от оче­вид­цев. Пер­вое вре­мя бу­ду­щий свя­ти­тель слу­жил чте­цом, пре­по­да­вал в Ка­те­хи­за­тор­ской шко­ле, со­про­вож­дал мис­си­о­не­ров в от­да­лён­ные труд­но­до­ступ­ные ди­кие ме­ста, изу­чал ал­тай­ский язык.

16 мар­та 1861 го­да он при­ни­ма­ет мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ма­ка­рия, в честь пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ве­ли­ко­го. На сле­ду­ю­щий день его ру­ко­по­ла­га­ют в иеро­ди­а­ко­на, а 19 мар­та – в иеро­мо­на­ха. Те­перь на­чи­на­ет­ся его са­мо­сто­я­тель­ное мис­си­о­нер­ское слу­же­ние – сна­ча­ла в Че­маль­ском стане, а за­тем в Чулыш­мане. Успех про­по­ве­ди мог быть лишь в том слу­чае, ко­гда на­ро­ду нес­ли Сло­во Бо­жие на его род­ном язы­ке. По­это­му отец Ма­ка­рий в со­вер­шен­стве овла­дел ал­тай­ским язы­ком и его на­ре­чья­ми. И мно­гие го­ды он по­свя­ща­ет пе­ре­во­ду бо­го­слу­жеб­ных книг на ал­тай­ский язык, ра­бо­тая над этим в Санкт-Пе­тер­бур­ге и в Ка­за­ни. В 1875 го­ду от­ца Ма­ка­рия на­зна­ча­ют по­мощ­ни­ком на­чаль­ни­ка Ал­тай­ской мис­сии.

В 1883 го­ду от­ца Ма­ка­рия воз­во­дят в сан епи­ско­па Бий­ско­го и он ста­но­вит­ся на­чаль­ни­ком Ал­тай­ской мис­сии. В этой долж­но­сти вла­ды­ка про­слу­жил во­семь лет. За это вре­мя чис­ло кре­щё­ных воз­рос­ло до 19216 че­ло­век (во вре­мя ос­но­ва­ния мис­сии при пре­по­доб­ном ар­хи­манд­ри­те Ма­ка­рии (Глу­ха­рё­ве) чис­ло кре­щё­ных – 675 душ), чис­ло при­ход­ских хра­мов – до 49, от­кры­то та­кое же ко­ли­че­ство школ и учи­лищ с чис­лом уча­щих­ся до 1168 че­ло­век.

За 36 лет сво­е­го мис­си­о­нер­ско­го слу­же­ния вла­ды­ка Ма­ка­рий при­об­рёл все­рос­сий­скую из­вест­ность. В 1891 го­ду его на­зна­ча­ют епи­ско­пом Том­ским. Вла­ды­ка Ма­ка­рий счи­тал, что пас­тырь дол­жен быть го­тов «во вся­кое вре­мя из­но­сить из со­кро­вищ­ни­цы ду­ши сво­ея для од­них уте­ше­ние, для дру­гих – на­став­ле­ние, для тре­тьих – обод­ре­ние, а для иных об­ли­че­ние». Он за­ни­мал­ся так­же по­пе­чи­тель­ством: к кон­цу пре­бы­ва­ния его на Том­ской ка­фед­ре в Том­ске бы­ло один­на­дцать цер­ков­но-при­ход­ских по­пе­чи­тельств, за­ни­мав­ших­ся сбо­ром средств для бед­ных, шесть при­ютов для де­тей, ноч­леж­ный дом, пять бо­га­де­лен. За вре­мя его слу­же­ния в епар­хии бы­ло от­кры­то 217 но­вых при­хо­дов, два жен­ских мо­на­сты­ря, 229 цер­ков­но-при­ход­ских школ, 442 при­ход­ских по­пе­чи­тель­ства.

Свя­ти­тель Ма­ка­рий пред­чув­ство­вал гря­ду­щие со­бы­тия в Рос­сии. В од­ном из сво­их по­уче­ний он го­во­рил: «Мы пе­ре­жи­ва­ем смут­ные вре­ме­на. Бы­ва­ли на Ру­си ли­хо­ле­тия, но то­гда бы­ло не так ху­до как те­перь. То­гда бы­ли все за Бо­га, все же­ла­ли знать, что Ему угод­но; а те­перь не то. То­гда бы­ли за Ца­ря. Те­перь опять не то. Те­перь слы­шат­ся го­ло­са хуль­ные на Бо­га и за­мыс­лы про­тив По­ма­зан­ни­ка Его… В под­мёт­ных пись­мах и лист­ках их мы чи­та­ем, что они, как вест­ни­ки ада, жаж­дут раз­ру­ше­ния, бес­по­ряд­ков… Их же­ла­ние — всё пе­ре­вер­нуть, чтобы го­ло­ва ста­ла вни­зу, а но­ги на­вер­ху; чтобы чест­ный че­ло­век ждал ми­ло­сти из рук бо­ся­ка, ко­то­ро­го они хо­тят сде­лать раз­да­я­те­лем на­граб­лен­но­го ими…». Вла­ды­ка пред­ре­кал, об­ли­чая сму­тья­нов: «Не хо­ти­те вы сво­ей Рус­ской вла­сти, так бу­дет же у вас власть ино­пле­мен­ная».

В Мае 1906 го­да его воз­ве­ли в сан ар­хи­епи­ско­па. А в 1912 го­ду на­зна­чи­ли мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским и Ко­ло­мен­ским и чле­ном Свя­тей­ше­го Си­но­да. В Москве, как и в Том­ске, вла­ды­ка боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет ка­те­хи­за­ции на­ро­да, сме­ло об­ли­ча­ет нрав­ствен­ную рас­пу­щен­ность совре­мен­ни­ков, вы­сту­па­ет про­тив все­го, что под­та­чи­ва­ет «твер­ды­ню Церк­ви Бо­жи­ей». Свя­щен­но­му­че­ник Ар­се­ний (Жа­да­нов­ский) (па­мять 14 сен­тяб­ря) в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях пи­сал: «Гор­дой сто­ли­це не по­нра­ви­лось его про­стое учи­тель­ство, его стро­го цер­ков­ное пат­ри­ар­халь­ное на­прав­ле­ние. От­шед­шие от ве­ры и доб­рой нрав­ствен­но­сти лю­ди счи­та­ли его за от­ста­ло­го, неин­те­рес­но­го ар­хи­ерея, а пас­ты­ри, ста­вив­шие на пер­вое ме­сто не спа­се­ние па­со­мых, а свои лич­ные жи­тей­ские ин­те­ре­сы, не на­хо­ди­ли се­бе в мит­ро­по­ли­те под­держ­ки».

Мит­ро­по­лит Ма­ка­рий был ду­хов­ным пи­са­те­лем, имел дар ум­ной сер­деч­ной мо­лит­вы, был стро­гий мо­нах и ас­кет.

В 1917 го­ду по­сле Фев­раль­ско­го пе­ре­во­ро­та в га­зе­тах на­чи­на­ет­ся кам­па­ния кле­ве­ты на вла­ды­ку, ко­то­рый остал­ся ве­рен при­ся­ге го­су­да­рю и от­ка­зал­ся при­сяг­нуть Вре­мен­но­му пра­ви­тель­ству. Его не до­пу­сти­ли на Все­рос­сий­ский со­бор 1917–18 го­дов. Свя­ти­те­ля при­нуж­да­ют «как не со­от­вет­ству­ю­ще­го ду­ху вре­ме­ни» – под угро­зой за­клю­че­ния в Пет­ро­пав­лов­скую кре­пость – по­дать про­ше­ние об от­став­ке. Это бы­ло яв­но без­за­кон­ное, про­ти­во­ка­но­ни­че­ское дей­ствие со сто­ро­ны Вре­мен­но­го ма­сон­ско­го пра­ви­тель­ства, так как мос­ков­ские мит­ро­по­ли­ты бла­го­да­ря сво­е­му осо­бо­му ста­ту­су ни­ко­гда не уволь­ня­лись на по­кой – ни по при­чине бо­лез­ни, ни по ста­ро­сти. Кро­ме то­го, 82-хлет­не­го стар­ца ли­ши­ли по­ло­жен­но­го ему по ста­ту­су со­дер­жа­ния и пра­ва про­жи­ва­ния в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре – свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­том ко­то­рой он был, – со­слав в Ни­ко­ло-Уг­реш­ский мо­на­стырь.

По­след­ние го­ды свя­той ста­рец, за­бы­тый и по­ки­ну­тый по­чти все­ми, на­хо­дил­ся в па­ра­ли­че, но не по­те­рял спо­соб­ность го­во­рить. Не раз по­се­щал боль­но­го вла­ды­ку св. пат­ри­арх Ти­хон, по­след­нее их сви­да­ние бы­ло в ав­гу­сте 1924 го­да, оба ис­про­си­ли друг у дру­га про­ще­ние. Свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Пётр, став пат­ри­ар­шим ме­сто­блю­сти­те­лем, про­сил у стар­ца бла­го­сло­ве­ния, и вла­ды­ка с лю­бо­вью по­да­рил ему свой бе­лый кло­бук.

Вы­да­ю­щий­ся свя­ти­тель-мис­си­о­нер, «Апо­стол Ал­тая», «Си­бир­ский столп Пра­во­сла­вия», «жи­вой рус­ский свя­той» – так на­зы­ва­ли его совре­мен­ни­ки – по­чил 16 фев­ра­ля 1926 го­да в по­сёл­ке Ко­тель­ни­ки Мос­ков­ской об­ла­сти Лю­бе­рец­ко­го рай­о­на. В 1957 го­ду его чест­ные нетлен­ные остан­ки бы­ли пе­ре­не­се­ны в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру и за­хо­ро­не­ны в хра­ме Рус­ских Свя­тых Успен­ско­го Со­бо­ра.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния на Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре в ав­гу­сте 2000 го­да. Вклю­чен в Со­бор Мос­ков­ских свя­тых (па­мять в вос­кре­се­нье пе­ред 26 ав­гу­ста по ста­ро­му сти­лю).

Источник Азбука.ru

(244)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели