Митрополит Феодор совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров

Сегодня, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Феодор совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня Северного благочиния.

Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то несмотря на воздержание в пище, пост не почувствуешь. Нужно посещать также и особые службы Поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это Литургия Преждеосвященных Даров.

Она отличается от традиционной Литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Вся служба – это приготовление к Причастию заранее заготовленными Дарами.

К правящему архиерею митрополиту Феодору со словами приветствия и благодарности обратился настоятель храма протоиерей Александр Гудков: «Ваше Высокопреосвященство! В первые дни Великого поста весь христианский род возносит свои молитвы, чтобы принести свое покаяние Господу Богу нашему Иисусу Христу. Сегодня в нашем храме Вы совершили первую Литургию Преждеосвященных Даров, чем укрепили нас в настоящий Пост, который нам предстоит пройти в борьбе с нашими страстями и пороками. Своей отеческой любовью, своим примером Вы укрепляете нас в вере. Спасибо, дорогой Владыка, что Вы посетили нас и помолились вместе с нами в этот Великий пост».

Высокопреосвященнейший Владыка поблагодарил за теплые слова и возможность разделить радость молитвенного и Евхаристического общения. Владыка отметил, что первые дни Великого поста бывают особенно сложны для христианина. «Необходимо быть внимательным к своей духовной жизни, к своим помыслам, движением сердца, быть сосредоточенным на своих делах. Священное Писание нам говорит «блюдите како опасно ходите», «дьявол как рыкающий лев ищет кого поглотить». Дьявол поглощает ни кого иного, как расслабленных, невнимательных и духовно слабых христиан. Да не будет этого с нами.

Постимся постом приятным, как говорит Святая Церковь, и добавляет: благоугодным Господеви. Что значит пост приятный и в тоже время богоугодный? Это значит, что наше воздержание должно быть сосредоточено не на пище — это не цель, а лишь средство для того, чтобы мы с вами приобрели чистоту своей души — увидели её скверну, нечистоту, пороки, немощи и слабости, смогли получить ту духовную силу, которая бы их преодолела.

Истинный пост, — продолжает дальше воспевать Святая церковь, — есть злых отчуждение. Об этом мы подробно слышим в молитве преподобного Ефрема Сирина, которую сейчас читаем каждый день по несколько раз на каждой службе.

«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми» — мы обращаемся к Владыке мира, к Владыке нашей жизни, к нашему Царю и Господину.

Праздность, по слову святых отцов, является матерью всех пороков. Как на земле, которую не возделывают, на которой не пашут, обильно возрастают различные сорняки и тернии, так и в душе, которая не стремится к Господу, обильно произрастают грехи и страсти. Поэтому одна из наших первостепенных задач — избавиться от праздного времяпрепровождения. Выстроить свою жизнь, свой день так, чтобы не было пустого времени, чтобы каждая минута была освящена Богом. Как же это возможно? По примеру святых отцов — час трудись, час молись. Чередуя молитвенный подвиг с деятельным подвигом, совершенствуют внутреннего человека. Устал молиться – потрудись, приберись в комнате, пойди, сделай какое-нибудь доброе дело, помоги ближнему своему и обрящешь благодать. Но главное, чтобы у тебя не осталось такого времени, чтобы ты лег на диван и не переставая щелкал каналы телевизора в поисках чего-то, а чего — сам не знаешь. Это очень пагубное состояние души.

Кому не знакомо уныние? «Подруга» всякого человека, а тем более подвижника. Нападает, когда мы не ждём и ущемляет сердце так, что уже ничего не хочется делать — ни молиться, ни поститься. Один из самых тяжких грехов считается уныние, потому что в унынии человек отрекается Бога, Его всесильной Благодатной помощи и Его промысла. Человек думает: всё, нет Господа надо мной, силы мои иссякли, я остался один. Но это совершенно не так.

Мы помним с вами притчу, как один человек молился Богу, чтобы он показал его жизненный путь. Он увидел песок на морском берегу, по которому идут два следа ног. Иногда они прерываются и только следы одной пары остаются на песке. Господи! — воскликнул человек. — В самое трудное время моей жизни Ты оставлял меня, и я шёл один! Творец ответил: В это время Я нес тебя на руках. Поэтому унывать нам нельзя! Пусть бесы унывают, как говорил один подвижник.
Любоначалие. Как мы все любим командовать, и как от нас далеко послушание! Мы любим превосходить над другими и не любим слушаться. Это причина осуждения других, это причина, которая позволяет нам повышать свой голос, ругаться, обижать других, оскорблять, не терпеть. Мы же хотим, как лучше! Но получается, что хотим лучше для себя, а не Богу и потому, опять отпадаем.

Что же сказать о празднословии? Празднословие — это сквозняк в нашей душе. Выхолащивает всё тепло благодатной молитвы, которую собираем по крупицам. Откройте в доме все окна настежь — сколько ни топи, дом будет холодным. Так и душа, которая праздносло́вит, остаётся холодной к Богу. Ведь всякое слово есть образ второй ипостаси Святой Троицы. Неслучайно Христа называют Логос — Бог Слово. Весь мир был сотворён Словом: и сказал Бог и стало… Через слово творится и созидается Вселенная, через слово спасается падшее человечество. Нам с вами, единственным в мире существам, дан этот дар для созидания, а не для разрушения. Всякое слово должно быть у нас с любовью направлено к ближнему для его спасения. а за всякое праздное слово, как говорит Христос, мы с вами дадим ответ на Страшном суде. Даже не за скверное, не за хульное, а за праздное, напрасно брошенное слово. Мы должны относиться к нашим словам внимательно: что, кому и для чего мы говорим. К одному преподобному отцу приступили люди с просьбой:

— Отче, скажи нам в назидание…

Он молчит. Они снова:

— Наставь нас в истине.

Он молчит.

— Открой нам Евангельскую правду.

Он опять молчит.

— Что же ты нам ничего не говоришь? — возмущаются они. А он тихо и грустно сказал:

— Сказать-то я скажу, а делать кто будет?

И наши слова, братья и сестры, должны быть не на ветер, а на сердца других людей, такими, чтобы принесли добрый плод.

Чего же нам просить у Бога?  Опять обратимся к преподобному великому отцу: целомудрие, смиренномудрие, терпения и любви.

Целомудрие касательно не только нашего тела, но и нашей души, нашего ума. Чтобы мы были верные Богу во всех наших помыслах, и не отступали от Него, сохранили целостность нашей личности, не раздробляя различными любогреховными влечениями. Надо быть целостной личностью.

В смирении мы с вами учимся терпению и кротости и стяжеваем души наши по слову Апостола.

А любовь есть венец всех добродетелей и совершенств. Каждый из нас призван к этой любви любовью Божией, и мы входим в эту Божественную любовь через деятельное восхождение и умное созерцание, когда стараемся отсечь от себя всё луковое и скверное, создать в своём сердце тот духовный сад, который принесет добрый плод у кого-то в тридцать, у кого-то в шестьдесят, а у кого-то во сто раз, чтобы уже в жизни вечной вкушать райские плоды от сада Христова.

Всех вас, возлюбленные братья и сестры, поздравляю с Божественной литургией Преждеосвященных Даров».

Митрополит Феодор рассказал об истории установления Литургии Преждеосвященных Даров и сказал: «Она носит особый дух умиления и покаяния. Мы сегодня с вами собрались здесь по осознанию своей немощи и потому, что понимаем, что без Бога мы жить не можем. И пусть Господь будет в сердце каждого из нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

(310)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели