Митрополит Феодор: Были бы готовы наши сердца, чтобы впустить Христа в нашу жизнь

Сегодня, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил престольные торжества в храме Всех святых на Мамаевом кургане. За Божественной литургией Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили: благочинный приходов Александровского округа протоиерей Игорь Малов, настоятель храма протоиерей Алексий Маслов, иерей Владимир Пономаренко, иерей Вячеслав Патрин.

Через неделю после сошествия Святого Духа Церковь определила день Всех святых, хотя в православном календаре практически каждый день посвящен или как-то связан с Божиим угодником. В их общий праздник особенно очевидно, насколько разными путями святые шли к Богу. Собор Всех святых, во вселенной просиявших, — настоящий семейный праздник нашей Церкви.

По завершении Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг храма.

У братской могилы митрополит Феодор отслужил заупокойную литию.

В завершение богослужения протоиерей Алексей Маслов обратился к владыке Феодору с приветственным словом. Он поблагодарил Его Высокопреосвященство от лица клира и прихожан храма за возможность совершения общей молитвы в день престольного праздника.

Отец Алексей напомнил: «В следующее воскресенье по Сошествии Святого Духа на апостолов и рождении Церкви Христовой мы празднуем уже Дары благодати Духа Святого, которые обильно получили все верующие во Христа. Теперь, живя в благодати Духа Святого, каждый человек имеет возможность войти в пределы Царства Небесного и в жизнь вечную. Тем более, что стремление к святости есть заповедь Божия: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48).

С праздником Вас, досточтимый Владыка, и молитвами Всех святых желаем Вам ото дня ко дню преуспевать и приумножаться в этой благодати Духа Святого и ходатайствовать о всех нас. Ис полла эти, деспота!»

В своем архипастырском слове владыка Феодор поздравил всех с престольным праздником и обратился к собравшимся: «Невозможно не вспомнить слова Священного Писания: Дивен Бог во святых СвоихБог Израилев (Пс.67:36).

Мы прославляем Бога, прославившегося в верных Ему человецех.

Бог Израилев — это Бог не сегодняшнего Иерусалима, но Иерусалима Небесного, Иерусалима духовного, о котором говорит апостол Павел: не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр.13:14).

К этому Небесному Иерусалиму и устремлены были духовные очи Всех святых, память которых мы ныне чтим.

Очи наших сердец должны быть направлены вместе с ними. Каждый день Святая Церковь вспоминает тех или иных святых, мы можем прочитать их имена в святцах и в церковном календаре. Но угодно было Святой Матери нашей Церкви, чтобы, прославляя Бога дивного в Троице, собрать всех, угодивших Ему праведных, в один день, учитывая и то, что мы не знаем имена всех, кто прославился как солнце пред очами Господа нашего.

Преподобный Даниил Переславский имел обычай собирать по дорогам, по оврагам тела умерших людей, которых в его время было много – от рук разбойников, замерзших на морозе или погибших от клыков дикого зверя… Всех он сносил в одно место, в одну братскую могилу, называемую «божедомка».

Там он раз в году совершал по ним заупокойной молитвы. Господом было открыто ему и многим жителям Переславля, что в этой могиле лежат не только простые христиане, но и те, которые угодили Богу. По ночам от места их погребения восходил свет, как будто тысячи свечей зажгла невидимая рука. На самом деле, это был духовный свет, показавший святость там погребенных.

И вот тех, чьи имена Ты Сам, Господивеси, которых Ты сокрыл Промыслом Своим премудрым от нас, мы тоже ныне поминаем.

Поминаем и сами задаем себе вопрос: насколько мы близки к Богу? Насколько мы в Его глазах угодны Ему? Угодны ли наша жизнь, наши слова, наши поступки?

Мы слышали сегодня в Евангелии о том, что кто отречется от Христа, от того Он отречется перед Отцом Небесным, а кто исповедует Его, того и Он исповедует перед Отцом Небесным. Это значит, исповедует как верного, как близкого, как равного, достойного вечной жизни в Небесном Царстве.

Насколько же мы верны или  неверны?

Надо признать, возлюбленные, каждый день мы отрекаемся от воли Божией, исполняя свою греховную волю, а значит, отрекаемся, отворачиваемся от Самого Бога. Для нас это стало привычным, незаметным, потому что мы научились себя оправдывать, и мы уже знаем заранее, что сказать своей совести, чтобы она нас не укоряла. Наша совесть всё тише и тише обращается к нам. У людей, у которых голос совести совсем замолк, таких называют «сожженных в совести своей» (1Тим.4:2), нет ни стыда, ни страха, ни упрёка, они привыкли угождать во всём себе. И это страшно.

Каждый из нас, желающий наследовать Небесное Царство со Всеми святыми, должен помнить, что оно созидается, собирается по крупицам каждый день. Нельзя вдруг раз — и стать гражданином Неба, если у тебя сердце не было заранее предрасположено.

Преподобный Марк подвижник говорит, что всякому безвольному греху, который мы совершаем не задумываясь, который сверх нашей силы, всегда предшествует внутреннее наше сочетание с ним. То есть, мы вначале сочетаемся с этим грехом внутренне – умственно, сердечно, — а потом уже наше тело совершает то, с чем душа согласилась.

Аскетическая жизнь православного христианина есть необходимое условие его преображения и наследования Небесного Царства. Множество угодников Божиих показывает, что можно достичь святости на любом уровне человеческой жизни, независимо от возраста, материального состояния, положения в обществе. Господь каждому из нас даёт всё необходимое для спасения. Господь всегда Один и Тот же, Бог неизменен и всегда с избытком даёт нам Свою Божественную любовь, Свою неиссякаемую благодать, которая немощная врачует, и оскудевающая восполняет. Только были бы готовы наши сердца, были бы открыты двери нашей души, чтобы впустить Христа в нашу жизнь и принять эту благодать.

В Церковных Таинствах есть два понятия — действительность и действенность.

Действительность — это когда Таинство считается правильно совершенным, то есть соблюдены все необходимые условия: его совершил законно рукоположенный священник с соблюдением всех церковных канонов, а действенность зависит от человека — насколько он был готов к тому, чтобы воспринять эту благодать.

Мы знаем, что многих святых Господь сравнивал с простыми людьми.

Так, например, Макарию Великому, когда он молился в пустыне, было откровение, что его подвиг подобен жизни двух женщин, которые живут в ближайшем селении. Он пошёл познакомиться, узнать, что же это за святые подвижницы, и обнаружил, что ничего особенного они из себя, казалось бы, не представляют. Живут в одном доме, семейная жизнь, дети, огород, хозяйство. «Чем же вы так угодили Богу, что Он вас ставит на один уровень с высоким подвигом монашествующих?» — спросил Макарий Великий. Они ответили: «Мы не знаем. Живём как обычно, никогда не ссоримся. Если сегодня праздник, то одна идёт, а вторая с детьми остаётся. А в следующий раз мы меняемся. Так друг друга поддерживаем, даем отдохнуть и помолиться».

Вот, что значит, милости хочу, а не жертвы (Мф.9:13). Вот, что значит угождать Богу. Надо научиться прежде жить друг с другом в мире, благочестии и любви.

Апостол Иоанн пишет: кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин.4:20)

И так, научимся любить наших ближних. А как это — любить ближнего? Очень просто — делать ему всё то, что ты хотел бы, чтобы делали тебе. И не делать того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе. Эта простая формула пусть будет лозунгом нашей жизни, и тогда мы сможем стать наследниками Царства Небесного со Всеми святыми, угодившими Богу. Аминь».

(434)

Похожие статьи

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели