Митрополит Феодор: Были бы готовы наши сердца, чтобы впустить Христа в нашу жизнь
Сегодня, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил престольные торжества в храме Всех святых на Мамаевом кургане. За Божественной литургией Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили: благочинный приходов Александровского округа протоиерей Игорь Малов, настоятель храма протоиерей Алексий Маслов, иерей Владимир Пономаренко, иерей Вячеслав Патрин.
Через неделю после сошествия Святого Духа Церковь определила день Всех святых, хотя в православном календаре практически каждый день посвящен или как-то связан с Божиим угодником. В их общий праздник особенно очевидно, насколько разными путями святые шли к Богу. Собор Всех святых, во вселенной просиявших, — настоящий семейный праздник нашей Церкви.
По завершении Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг храма.
У братской могилы митрополит Феодор отслужил заупокойную литию.
В завершение богослужения протоиерей Алексей Маслов обратился к владыке Феодору с приветственным словом. Он поблагодарил Его Высокопреосвященство от лица клира и прихожан храма за возможность совершения общей молитвы в день престольного праздника.
Отец Алексей напомнил: «В следующее воскресенье по Сошествии Святого Духа на апостолов и рождении Церкви Христовой мы празднуем уже Дары благодати Духа Святого, которые обильно получили все верующие во Христа. Теперь, живя в благодати Духа Святого, каждый человек имеет возможность войти в пределы Царства Небесного и в жизнь вечную. Тем более, что стремление к святости есть заповедь Божия: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48).
С праздником Вас, досточтимый Владыка, и молитвами Всех святых желаем Вам ото дня ко дню преуспевать и приумножаться в этой благодати Духа Святого и ходатайствовать о всех нас. Ис полла эти, деспота!»
В своем архипастырском слове владыка Феодор поздравил всех с престольным праздником и обратился к собравшимся: «Невозможно не вспомнить слова Священного Писания: Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев (Пс.67:36).
Мы прославляем Бога, прославившегося в верных Ему человецех.
Бог Израилев — это Бог не сегодняшнего Иерусалима, но Иерусалима Небесного, Иерусалима духовного, о котором говорит апостол Павел: не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр.13:14).
К этому Небесному Иерусалиму и устремлены были духовные очи Всех святых, память которых мы ныне чтим.
Очи наших сердец должны быть направлены вместе с ними. Каждый день Святая Церковь вспоминает тех или иных святых, мы можем прочитать их имена в святцах и в церковном календаре. Но угодно было Святой Матери нашей Церкви, чтобы, прославляя Бога дивного в Троице, собрать всех, угодивших Ему праведных, в один день, учитывая и то, что мы не знаем имена всех, кто прославился как солнце пред очами Господа нашего.
Преподобный Даниил Переславский имел обычай собирать по дорогам, по оврагам тела умерших людей, которых в его время было много – от рук разбойников, замерзших на морозе или погибших от клыков дикого зверя… Всех он сносил в одно место, в одну братскую могилу, называемую «божедомка».
Там он раз в году совершал по ним заупокойной молитвы. Господом было открыто ему и многим жителям Переславля, что в этой могиле лежат не только простые христиане, но и те, которые угодили Богу. По ночам от места их погребения восходил свет, как будто тысячи свечей зажгла невидимая рука. На самом деле, это был духовный свет, показавший святость там погребенных.
И вот тех, чьи имена Ты Сам, Господи, веси, которых Ты сокрыл Промыслом Своим премудрым от нас, мы тоже ныне поминаем.
Поминаем и сами задаем себе вопрос: насколько мы близки к Богу? Насколько мы в Его глазах угодны Ему? Угодны ли наша жизнь, наши слова, наши поступки?
Мы слышали сегодня в Евангелии о том, что кто отречется от Христа, от того Он отречется перед Отцом Небесным, а кто исповедует Его, того и Он исповедует перед Отцом Небесным. Это значит, исповедует как верного, как близкого, как равного, достойного вечной жизни в Небесном Царстве.
Насколько же мы верны или неверны?
Надо признать, возлюбленные, каждый день мы отрекаемся от воли Божией, исполняя свою греховную волю, а значит, отрекаемся, отворачиваемся от Самого Бога. Для нас это стало привычным, незаметным, потому что мы научились себя оправдывать, и мы уже знаем заранее, что сказать своей совести, чтобы она нас не укоряла. Наша совесть всё тише и тише обращается к нам. У людей, у которых голос совести совсем замолк, таких называют «сожженных в совести своей» (1Тим.4:2), нет ни стыда, ни страха, ни упрёка, они привыкли угождать во всём себе. И это страшно.
Каждый из нас, желающий наследовать Небесное Царство со Всеми святыми, должен помнить, что оно созидается, собирается по крупицам каждый день. Нельзя вдруг раз — и стать гражданином Неба, если у тебя сердце не было заранее предрасположено.
Преподобный Марк подвижник говорит, что всякому безвольному греху, который мы совершаем не задумываясь, который сверх нашей силы, всегда предшествует внутреннее наше сочетание с ним. То есть, мы вначале сочетаемся с этим грехом внутренне – умственно, сердечно, — а потом уже наше тело совершает то, с чем душа согласилась.
Аскетическая жизнь православного христианина есть необходимое условие его преображения и наследования Небесного Царства. Множество угодников Божиих показывает, что можно достичь святости на любом уровне человеческой жизни, независимо от возраста, материального состояния, положения в обществе. Господь каждому из нас даёт всё необходимое для спасения. Господь всегда Один и Тот же, Бог неизменен и всегда с избытком даёт нам Свою Божественную любовь, Свою неиссякаемую благодать, которая немощная врачует, и оскудевающая восполняет. Только были бы готовы наши сердца, были бы открыты двери нашей души, чтобы впустить Христа в нашу жизнь и принять эту благодать.
В Церковных Таинствах есть два понятия — действительность и действенность.
Действительность — это когда Таинство считается правильно совершенным, то есть соблюдены все необходимые условия: его совершил законно рукоположенный священник с соблюдением всех церковных канонов, а действенность зависит от человека — насколько он был готов к тому, чтобы воспринять эту благодать.
Мы знаем, что многих святых Господь сравнивал с простыми людьми.
Так, например, Макарию Великому, когда он молился в пустыне, было откровение, что его подвиг подобен жизни двух женщин, которые живут в ближайшем селении. Он пошёл познакомиться, узнать, что же это за святые подвижницы, и обнаружил, что ничего особенного они из себя, казалось бы, не представляют. Живут в одном доме, семейная жизнь, дети, огород, хозяйство. «Чем же вы так угодили Богу, что Он вас ставит на один уровень с высоким подвигом монашествующих?» — спросил Макарий Великий. Они ответили: «Мы не знаем. Живём как обычно, никогда не ссоримся. Если сегодня праздник, то одна идёт, а вторая с детьми остаётся. А в следующий раз мы меняемся. Так друг друга поддерживаем, даем отдохнуть и помолиться».
Вот, что значит, милости хочу, а не жертвы (Мф.9:13). Вот, что значит угождать Богу. Надо научиться прежде жить друг с другом в мире, благочестии и любви.
Апостол Иоанн пишет: кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин.4:20)
И так, научимся любить наших ближних. А как это — любить ближнего? Очень просто — делать ему всё то, что ты хотел бы, чтобы делали тебе. И не делать того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе. Эта простая формула пусть будет лозунгом нашей жизни, и тогда мы сможем стать наследниками Царства Небесного со Всеми святыми, угодившими Богу. Аминь».
(423)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.