Митрополит Феодор: С Господом будут те, кто Ему поверил и доверился всей своей жизнью
Сегодня, 15 февраля, в праздник Сретения Господня, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Волгоградской епархии, ключарь собора протоиерей Николай Пичейкин, архимандрит Гавриил (Головко), иерей Илия Неклюдов, иерей Алексей Сапожников, иерей Валерий Гусаков, иерей Владимир Бобров.
Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.
Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.
Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные.
В завершение Литургии митрополит Феодор обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Всех вас, возлюбленные во Христе всечестные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с душеспасительным праздником Сретения Господня.
«Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо отпущения от Мене просит» (припев 9-й песни канона праздника) – так воспевает ныне Церковь устами Богоприимца Симеона. Это историческое событие очень личного характера стало ныне праздником всей Вселенной. Не иначе как Сам Господь побудил к более торжественному прославлению этого дня. С первых веков христиане почитали этот день, и мы с вами видим множество проповедей в этот праздник, в том числе Святых отцов и древних учителей Церкви. Но, начиная с III века, под воздействием различных бедствий в Византии, Господь открывает, что этот праздник, это событие имеет глубочайший смысл и значение для всех христиан и для всего человеческого рода.
С тех пор начинают служиться торжественные службы и привлекаться множество людей для того, чтобы почтить Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Которая ныне приносит Своего возлюбленного Сына в храм Господень.
Богослужебные тексты украсили своими творениями и преподобный Косма Маиумский, и Иоанн Дамаскин, и Иосиф Студит, и многие другие, чтобы раскрыть для нас с вами глубину этого события.
«Чему учит нас этот праздник?» – задает вопрос святой праведный Иоанн Кронштадтский. Во-первых, тому, что у Бога не изнемогает вся благая. Все, что Господь когда-либо сказал, открыл человечеству или одному человеку, обязательно исполнится. Ни одна йота, ни одна буква, ни одна запятая из Закона Божиего не прейдет напрасно. Мы помним, что обещание двум первым людям на земле — Адаму и Еве — стало обетованием для всего человечества, для всего мира. Их поступок, их преступление, а по сути, их трагедия была сугубо личной, но стала трагедией всех людей, всех жителей земли, всех их потомков.
Семя жены сотрет главу змия – обещал Бог первым людям. Они восприняли это буквально, потому и назвала Ева своего первенца Каин, что значит «приобрела я человека от Бога».
Но достаточно быстро она поняла, что ошиблась, потому второго сына она назвала Авель, что значит «пар», «суета».
Проходит много времени, столетия, тысячелетия, и умножающееся население земли чувствует над собой тяжесть греха. И живет в ожидании исполнения обещания Божьего. Когда же грех будет, наконец, уничтожен? Когда человек получит первозданную свободу? Об этом писали многие пророки – о приходе в мир Мессии, Спасителя Вселенной.
Интерес к Пятикнижию Моисея с течением времени вышел за границы иудейского народа. Так, в 3 веке до нашей эры, в Древней Александрии Птолемей II Филадельф написал письмо в Иерусалим к первосвященнику Елеазару с просьбой прислать грамотных образованных людей, способных перевести Тору на греческий язык. Дело в том, что после смерти Александра Македонского, начальниками над областями стали диадохи. Они со временем разделили империю на несколько частей. Это привело к образованию государства Селевкидов (Сирии), Вифинии, Пергама, Македонии и эллинистического Египта — Александрии, которой, как и прочими, управлял друг, сподвижник Александра Македонского Птоломей I , а затем его сын Птолемей II Филадельф. У него был прекрасный библиотекарь – основатель великой Александрийской библиотеки, философ, ученый, некогда правитель Афин, бежавший оттуда вследствие притязаний на престол других людей и возглавивший ученую службу в Египте. К слову сказать, он был составителем басней Эзопа, и именно он подал идею своему правителю о том, что неплохо было бы перевести и Священное Писание Ветхого Завета на современный просвещенный эллинский язык.
72 человека от каждого колена израильского приехало, чтобы составить этот перевод Священного Писания, который до сих пор называется «Перевод семидесяти» — «Септуагинта». Среди них был молодой человек по имени Симеон.
Для перевода Священное Писание разделили на части. В отрывке, который достался ему, он наткнулся на пророчество Исаии, где были такие слова: Се, Дева во чреве примет и родит Сына (Ис. 7:14). Этот текст привел в замешательство молодого ученого. Должно быть, в тексте какая-то ошибка… Ведь не может Дева зачать, а тем более родить. Поэтому вопрос выбора подходящего перевода ему был очевиден: конечно, «молодая женщина». И когда он уже поднял свою руку, чтобы написать в новом тексте так, как он считает нужным, Ангел Господень явился ему и удержал его от роковой ошибки. Он произнес страшное пророчество: «Ты не умрешь до тех пор, пока своими глазами не увидишь, как исполнятся строки Священного Писания».
Сохранилось устное предание о том, что Симеон даже после явления Ангела не успокоился. Он был в смятении: «Как же так, нас же учили, что это невозможно человеческой природе… Если сам Ангел мне сказал, и так и будет, пусть Сам Господь покажет чудо для удостоверения моей слабой веры».
Он взял золотую монету, пошел на берег, закинул ее далеко в море и сказал: «Господи, если то, что написано в Книге правда, пусть эта монета окажется сегодня же у меня на столе». И, понимая, что это совершенно невозможно, спокойно отправился домой.
Наступил вечер, он собрался ужинать, и к нему пришел его товарищ. Он принес рыбу, которую поймал сегодня. Ее приготовили, и каковы же были удивление и ужас Симеона, когда в его куске на тарелке оказалась та самая золотая монета.
Слова Господа непреложны. Проходит почти 300 лет. Глубокий старец не может умереть. Он ждет этой встречи – когда же, наконец, Мессия родится в мир, и он Его увидит. Но важен еще один вопрос: какой будет эта встреча? Примет ли Господь его покаяние в дерзости, в маловерии, или осудит?
Ведомый Духом Святым, Симеон идет в Иерусалимский храм и встречает там вместе с Пророчицей Анной Святое Семейство – Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, Которая на Своих материнских руках приносит по иудейскому закону Своего Первенца к алтарю. Праведный Симеон с трепетом принимает в свои объятия Богомладенца, отверзает уста и теперь уже сам произносит пророческие слова, которые усвоила себе Святая Церковь и поет за каждым вечерним богослужением: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» (Сегодня Ты, Владыко, с миром меня отпускаешь… Я увидел то спасение, которое Ты уготовал для человеческого рода, ибо явился Свет во откровение всех народов, всех людей, Который есть Иисус Христос, то самое Семя Жены, Которое сотрет главу змия, разрушит вереи ада, сокрушит страшные оковы греха и самого дьявола, низложит ад).
Вспоминая это событие, каждый из нас невольно вспоминает и свою встречу с Богом, которая оказалась судьбоносной, изменила нашу жизнь. Но дело в том, что встреча с Богом происходит у нас постоянно, ежедневно, если не сказать ежечасно. Но как мы к этой встрече готовимся, принимаем или не принимаем ее, зависит от нашей веры. Господь открывает Себя и в жизненной ситуации, и в нашем ближнем, и в скорбях, и в болезнях, но иногда мы не хотим верить тому, что все это подается Богом исключительно с одной целью – ради спасения нашей души. И тогда бывает разлучение – грех в нас оказывается сильнее, и мы проходим мимо нашего Бога, мимо нашего спасения. О чем же еще мы должны помнить в этот праздник? О нашей последней встрече, о которой говорит апостол Павел солунским христианам. Во Втором Славном и Страшном пришествии Господь явится после великого гласа Архангелов, после трубы Божией. Сначала воскреснут все мертвые, а оставшиеся в живых на земле будут на облаках подняты, восхищены на Небо в Сретение Господне. И там уже всегда, как говорит апостол Павел, с Господом будут те, которые оказались верными Богу, те, кто успели исправить свои ошибки, кто Ему поверил и доверился всей своей жизнью, всем своим существом.
Будем помнить, что каждый из нас истинный Богоприимец и истинный Богоносец, потому что не на руки принимаем Христа, но внутрь себя, приобщаясь Тела и Крови Христовой в Божественном Таинстве Евхаристии.
Будем молиться о том, чтобы всякая наша встреча с Богом, особенно последняя, была мирна, чтобы Господь отпустил нам все наши неправды и принял в Свои объятия в наследие Небесного Царства. Аминь».
(184)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.