Митрополит Феодор: Смысл нашей жизни – быть с Богом

Сегодня, в Неделю о блудном сыне, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского г. Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Гавриил (Головко) и иерей Алексий Сапожников.

Вторая подготовительная Неделя перед Великим постом получила свое название от Евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией (Евангелие от Луки 15:11-32).

В Неделю о блудном сыне и последующие два воскресных дня до начала Великого поста на всенощном бдении исполняется псалом 136: «На реках Вавилонских». Суббота этой седмицы называется Вселенской родительской субботой. В этот день совершается поминовение всех усопших православных христиан. Эта неделя еще не постная. А вот среда и пятница седмицы о блудном сыне вновь являются постными днями, в отличие от предыдущей и последующей седмицы.

В завершении Литургии митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом:

«Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с днем воскресным. Святая Матерь наша Православная Церковь спасительным путем ведет в дом Небесного Отца, каждый раз предлагая нам спасительные смыслы – Евангельские и Библейские примеры, которые должны послужить нам теми ориентирами, на основании которых мы смогли бы выстроить правильное мировоззрение, правильное отношение к Богу, окружающему миру, людям и к самому себе.

Эти жизненные маяки часто у нас смещаются в сторону греха, в сторону страстного влечения нашего сердца. Приближаясь к священному поприщу Великого поста, нам снова напоминают известные сюжеты, но каждый год мы можем по-новому на них посмотреть, потому что мы  сами изменились за это время. Но как мы изменились – стали лучше или хуже – каждый должен ответить сам.

История о блудном сыне – это история всего человечества от падшего Адама. Это история каждого из нас. Каждый человек хочет получить от жизни как можно больше и использовать это на удовлетворение своих потребностей, как правило греховных. Это образ блудного сына, который истребовал наследство, быстро потратил его и оказался на самой нижней социальной ступени общества.  Он хотел питаться, как свиньи, но даже этой пищи ему никто не давал. В такое бедственное состояние он пришел. Мы читаем в Евангелии очень важные слова Христа: Он пришел в себя.

К сожалению, не каждый находящийся в плену греха приходит в себя, осознает низость своего падения, бесперспективность такой жизни и видит необходимость возвращения к своему Отцу.

Когда он пришел в себя, трезво осознал все, что его ожидает, и понял: пусть я буду хотя бы простым рабочим, но я сохраню жизнь и буду рядом со своим Отцом.

Это подготовительный период к Великому посту нашего сознания, нашего размышления, понимания, что мы уже находимся в стране далече от того духовного места, к которому призваны изначально. Путь в отчий дом – это путь Великого поста, а встреча с Отцом – это Святая Пасха. Но как мы к этой встрече подготовимся, насколько искренним будет наше сокрушение, насколько глубоким будет наше желание оставить прежнюю греховную жизнь?

Смысл, сердцевина нашей жизни – быть с Богом. Но очень часто мы, соблюдая формальность, выстраиваем для себя внешнюю форму, в которой нам проще существовать, нежели иметь внутреннего человека, и это уже незаметно подменяет истинную цель нашей жизни — единства с Богом.

Подобное произошло со старшим сыном. Он был рядом со своим отцом, но не захотел разделить с ним праздничную трапезу. Его гордость, которая послужила причиной осуждения брата и отца, который принял своего блудного сына, помешали  ему переступить порог. Он стал выговаривать своему родителю, укорять его, за то, что тот простил его брата.

Господь пришел для того, чтобы грешников спасти. Нет ни единого праведного – мы все согрешаем каждый день, каждый час и, надмеваясь своей мнимой праведностью, отдаляемся от Божественной любви. Это даже страшнее, чем впасть в грех, но потом осознать, что мы и видим на примере этой притчи.

Враг, зная немощь человеческого естества, постоянно нас пытается ввергнуть то в одно состояние, то в другое. Если мы стараемся соблюдать заповеди Божии, исполнять молитвенное правило, соблюдать пост, ходить в храм на богослужения, то он внушает нам мнимое превосходство над другими и осуждение других, что делает для нас невозможным наследие Небесного Отца. А после этого, как правило, происходит расслабление нашей воли, впадение в грехи и беспечность о спасении.

Нам нужно выбрать средний, как говорят святые отцы — Царский путь, и не впадать в крайности. Это очень сложно. Но те смыслы, которые нам даются при подготовке к поприщу Великого поста, нам очень близки.

Будем всегда видеть свой грех. Как говорит царь Давид «Грех мой предо мною весь выну» (Пс. 50:5). Это позволит нам всегда помнить свое место, не осуждать. Сам Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1).

Самое простое и самое сложное для человека – не судить других. Но для нас это самое необходимое. Будем, возлюбленные, учиться этой добродетели, чтобы и нам получить прощение Небесного Отца. Аминь».

(112)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели