Братья и сестры!
В связи с участившимися случаями совершения богослужений и треб запрещенными в служении клириками Волгоградской епархии, напоминаем, что все таинства, совершенные этими лицами безблагодатны, а любое их священнодействие неканонично. Согласно Православному вероучению, благодать священства передается от апостолов к епископам как непосредственным преемникам и продолжателям служения апостолов. Рукополагая священника, епископ делегирует ему часть своих обязанностей – учительство, священнодействие, служение управления. Священник совершает послушание пастырства исключительно с ведома своего правящего архиерея (епископа, архиепископа или митрополита). Такая норма зафиксирована в 39 Правиле святых апостолов: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их». В случае нравственных падений, нарушений канонических правил и совершения проступков, недопустимых для лица, облеченного в священный сан, епископ временно (или, в случае тяжелого проступка, навсегда) запрещает священнику совершать священнослужение. Такая мера направлена на исправление священника и побуждение его к искреннему покаянию.
К сожалению, не всегда священнослужители, запрещенные в служении, проявляют послушание своему правящему архиерею и приносят достойные плоды покаяния. Нередко отстраненный от служения священник, в горделивом состоянии своей души дерзает продолжать совершение богослужений. В этом случае, по сути, происходит узурпирование власти епископа, и тем самым грубо нарушаются апостольские постановления. Такие горе-священники олицетворяют слова Апостола: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19).
«Кто не с епископом, тот не в Церкви»[1], — пишет священномученик Киприан Карфагенский. Незаконно совершая богослужения, запрещенный в служении священник становится в оппозицию по отношению к правящему архиерею, являющему образ Христа, и, нарушая святость единства Церкви, производит самое страшное явление – раскол. Священномученик Киприан Карфагенский, говоря о раскольниках, учит: «Хотя бы таковые претерпели и смерть за исповедание имени Христа, пятно их не омоется и самою кровью. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником тот, кто не находится в Церкви. Не может достигнуть Царства тот, кто оставляет Церковь <…> хотя бы они, быв преданы мукам, сгорели в пламени или испустили дух свой, будучи брошены на снедь зверям, однако и это не будет для них венцом веры, но будет наказанием за вероломство, не будет славным окончанием благочестивого подвига, но исходом отчаяния»[2]. С этими словами о тяжести греха человека, творящего разделения в Церкви, согласен и учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст: «такого греха не может загладить даже кровь мученическая»[3]. Строгость слов святых отцов вызвана тем, что раскольник попирает слова Христа: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21). Раскольник же разрушает единство, созданное Богом.
Апостол Павел учит: «Не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим. 5:22). Эти слова Апостола нужно помнить при общении с лицами, которые сознательно ушли из Церкви Христовой. 10 Правило святых апостолов гласит: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен» Таким образом, участвуя в молитве с раскольником, люди тоже становятся раскольниками, приобщаясь и потворствуя чужому греху. Кроме того, святоотеческое наследие воспрещает участие в общей трапезе с еретиками и раскольниками и принятие от них всякого рода угощений, в виде пищи и пития[4]. По слову прп. Феодора Студита: «Если же он (пресвитер) поминает епископа еретика, то, <…> хотя бы мыслил православно, нужно воздерживаться от общественного приобщения (вместе с ним) и от общей трапезы»[5]. Если же такое молитвенное общение или участие в общей трапезе произошло, необходимо принести покаяние в канонической Церкви, ибо, по слову священномученика Киприана Карфагенского, «приобщаются вине и наказанию все те, кои, по нечестивому безрассудству, будут в общении с раскольниками»[6].
В связи со строгостью апостольских и святоотеческих правил относительно общения с раскольниками необходимо знать, как отличить раскольника от канонического священника. Как правило, раскольники скрывают свою истинную принадлежность к раскольничьей структуре, понимая, что находятся вне мирового Православия. Поэтому в храмах, где служат раскольники, нет информации, к какой церковной юрисдикции они относятся. Однако во время богослужения неоднократно в обязательном порядке вслух поминаются те иерархи, которым принадлежит в полноте духовная власть. В канонических храмах Волгоградской епархии возносятся имена Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора. Если во время богослужения вы слышите имена иных «иерархов», перед вами раскольник. Ириней Лионский добавляет черты, присущие раскольникам, описывая их как людей «гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия»[7].
Будьте бдительны, братья и сестры, и сохраняйте единство с полнотой канонической Церкви. По слову священномученика Илариона (Троицкого), «Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией. Поэтому никаких благодатных действий совершаемые вне Церкви таинства не имеют»[8]; «знаем мы и убеждены в том, что отпадение в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть»[9].
.
.
По всем вопросам обращайтесь к заведующему канцелярией Волгоградской епархии протоиерею Алексию Зимовцу, телефон: +7 (927) 503-69-18.
[1] Киприан Карфагенский, сщмч. Письмо 54, к Флоренцию Пупиану о поносителях
[2] Киприан Карфагенский, сщмч. О единстве Церкви
[3] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Ефесянам. Беседа 11,4
[4] Святые отцы часто отождествляли раскол и ересь: «Говорю и свидетельствую, что производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси», — пишет свт. Иоанн Златоуст (Беседы на Послание к Ефесянам. Беседа 11, 5)
[5] Феодор Студит, прп. 049 Письмо к Навкратию, сыну
[6] Киприан Карфагенский, сщмч. Письмо 62, к Магну о крещении Новациан и о получивших крещение в болезни
[7] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Книга 4, глава 26, 2
[8] Иларион Троицкий, сщмч. Единство Церкви и Всемирная Конференция Христианства. Письмо Р.Гардинеру
[9] Иларион Троицкий, сщмч. О жизни в Церкви и о жизни церковной
(158)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.