Митрополит Феодор совершил Чин прощения в Александро-Невском соборе
Сегодня в Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания, Прощеное воскресенье в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Волгограда была совершена вечерня с Чином прощения, которую возглавил митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор.
За богослужением молились духовенство и монашествующие Волгоградской епархии и прихожане.
После пения великого прокимна и закрытия Царских врат архиерей и духовенство переоблачились в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни митрополит Феодор прочитал молитвы на начало Святой Четыредесятницы.
В возрожденном Александро-Невском соборе впервые совершался Чин прощения.
По завершении вечерни глава Волгоградской епархии обратился ко всем с архипастырским словом:
«Мы подошли к священной черте Великого поста, времени подвига, времени воздержания, времени покаяния, осознания своих грехов, своих преступлений, времени слез и молитв, времени нашего изменения, изменения нашей жизни, нашего внутреннего человека, времени нашего преображения.
Сегодня как никогда мы воспринимаем себя изгнанниками Рая, но изгнанниками, которым дан шанс стать наследниками Божественной славы. Кем мы будем в конечном итоге – осужденными грешниками, разделившими вечные муки вместе с дьяволом, или прощеными грешниками, разделившими Небесное Царство с Ангелами и всеми святыми – зависит только лишь от нас.
Образ Воскресения Христова, образ Светлой Пасхи – ориентир, духовный маяк – указывает нам с вами путь и укрепляет нас благодатными силами. Но, вступая на поприще Великого поста, как на духовное ристалище, мы должны с вами помнить некоторые вещи: наша брань не против крови и плоти, как говорит божественный Павел, но против духов злобы поднебесной. Они, хитрые и лукавые демоны, пытаются сбежать из поля нашего внимания, ополчая нас друг на друга и получая великое удовольствие, видя как мы терпим огромный душевный ущерб. Нужно помнить еще и о том, что каждый подвизающийся не увенчивается, если незаконно подвизается. Каждый из нас должен законно вступить на поприще Великого поста. А в чем заключается эта законность? В примирении с ближним. Мы не можем ничего просить у Бога, тем более оставления грехов, если прежде сами не простим обидевших нас.
Читая каждый день молитву «Отче наш», мы перестаем глубоко чувствовать слова «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Другими словами, если ты не простил от всего сердца ближнего своего, если ты не исправился, не примирился с Церковью, ты должен сказать: Господи, не прощай мне моих грехов! Ты, по правде Твоей, должен ввергнуть меня в пучину ада, ибо я до сих пор не примирился с ближним своим, не нашел в себе силы исправить жизнь свою, изменить свое сердце. Если мы не найдем в себе силы искренне это не только сказать, но и сделать, все наши подвиги и весь наш Пост будут напрасны.
«Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Мф. 12:7)- говорит Господь. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва.
И так, вооружимся этими двумя духовными средствами, поднимем эти крылья своей души, чтобы нам оторваться от всякой привязанности к земному, от всех страстей. Как угасить огонь страстного возжжения сердца? Народная мудрость говорит: накормишь его — и будет жить, напоешь его – и умрет. Не питай пламень своей страсти и он ослабеет. Напои его обильно слезами покаяния и сокрушения твоего сердца, и он совершенно потухнет. И тогда ты сделаешься свободным творением во Христе Иисусе, сможешь угождать Богу, а не дьяволу.
Но прежде чем вступить на это духовный путь, вспомним одну историю.
Некогда персидский царь Ксеркс объявил войну грекам и пошел на них огромным войском, желая завоевать их землю. Все вы знаете о легендарном Фермопильском сражении и о трехстах спартанцах, как доблестно они отражали нападение превосходящей по численности персидской армии, но пали от предательства ближнего своего. Царь Леонид обидел Эфиальта, не взяв в свое войско, унизительно высказался о его физических недостатках. Эта обида принесла ужасный плод. Эфиальт показал противнику тайную тропу. Персы разбили греков.
Прежде чем нам вступить в это бескровное страшное сражение с врагом спасения всякого человека – дьяволом – обернемся назад и посмотрим: нет ли нами обиженных, униженных, оскорбленных, всем ли мы простили грехи от сердца?
Если совесть нас обличает, не будем медлить, сейчас же исправим эту страшную ошибку и тогда начнем свой духовный путь с чистого листа. Путь восхождения к Богу».
Архиерей испросил прощения у духовенства и молящихся и положил земной поклон. Все в соборе ответно преклонили колена.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
Фото: Константин Троицкий
(173)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.