Митрополит Феодор: Мы должны воспитывать в себе трезвомыслие
Сегодня, 9 марта, в среду первой седмицы Великого поста митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме святой великомученицы Параскевы.
За богослужением молились настоятель протоиерей Алексий Зимовец и духовенство храма. Была вознесена молитва о восстановлении мира.
Прямая трансляция велась в сети Instagram.
В завершение Великого повечерия митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом:
«Со святым вечером, возлюбленные отцы, братья и сестры. Всех вас поздравляю с завершением середины первой седмицы Великого поста. Конечно, в эти дни, слушая умилительные слова Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, совершая коленопреклоненную молитву преподобного Ефрема Сирина, мы умиляемся сердцем и задаемся вопросом: Как нам дальше жить? Та жизнь, которую мы проводим сегодня, достойна ли звания жизни православного христианина, или нам есть к чему стремиться? И если да, то надо совершать это поступательное движение вперед и вверх, к Богу.
Мы иногда расслабляемся, надмеваем, думаем: «Мы, православные, ходим в церковь, читаем молитвы, совершаем посты – вроде достаточно, чтобы нам спастись».
Оказывается, нет. Вспомним исход евреев из Египта. Сорок лет Моисей водил народ Израильский по пустыне, но из тех, кто вышел из земли Египетской, никто не вошел в Землю Обетованную, потому что они не смогли изменить свое сердце. Они ходили, пребывали вблизи, видели воочию чудеса Божии. Казни египетские, огненный и облачный столп впереди них шедший, как Красное море стало стеной, а потом погубило войско фараона, ели манну небесную, пили воду из камня, чувствовали на себе укусы ядовитых змей и исцелялись, глядя на медного змея, которого изготовил Моисей, и множество других чудес они лицезрели и были их участниками. Но всего этого оказалось для них недостаточно.
Зададимся вопросом: То, что Господь нам дает каждый день, достаточно для нашего изменения? По существу – достаточно. Но пользуемся ли мы этим, чтобы измениться, чтобы на самом деле стать другим человеком, христианином по духу, а не только по слову, чтобы поместить Христа в своем сердце, в своей душе, в своем уме, в своей жизни, чтобы каждый наш поступок был отражением Божественной любви и Его благодати, чтобы нам было не только не стыдно за свои слова и за свои действия, но чтобы мы всегда могли сказать вместе с апостолом Павлом, что живу не я, но живет и действует во мне Иисус Христос? Это и есть то состояние, к которому мы с вами призваны. Это не есть что-то недостижимое, фантастическое или сказочное. Мы читаем об этом в житиях святых – это необходимая реальность, которую мы должны воплотить в своей жизни.
Матерь наша Православная Церковь предлагает нам во внимание различные образы к покаянию, потому что покаяние – это есть второе Крещение, обновление всего человеческого естества через изменение сознания. Ум, как господин нашего тела, управляет всей жизнью человека. Не случайно мы слышали с вами сегодня в каноне: преподобный Андрей как бы обращается к своей душе: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается… Это не только образ церковной гимнографии, это, по слову святых отцов, необходимая практика – разговаривать с самим собой. Но не так, как это делают расслабленные умом, а так, как это делает человек сознательный, рассуждая о своих поступках, обращаясь к своему внутреннему человеку, к своей душе: Как же ты мог так поступить? Почему ты так сделал? Как тебе не стыдно?
Надо с собой разговаривать, даже в простых, элементарных ситуациях. Например: вы проснулись утром, а вам так не хочется идти на работу, или на службу, в школу. И вот вместо того, чтобы найти себе оправдание и лечь поспать, начните с собой разговаривать: Как же тебе не стыдно? Ты лежишь на кровати, а ведь должен уже давно встать, умыться и стоять перед Богом! Неужели ты не видишь, что демон радуется твоей лени, а Ангелы скорбят! Давай, вставай скорее, пока еще Господь имеет к тебе терпение и милосердие.
Этот разговор дает нам силы. Мы начинаем больше осознавать, чувствовать грех или неправду. Если мы проговариваем действие греха, который нас влечет, то понимаем всю его пагубность, а не только видим сладость, которой нас прельщает дьявол.
Согрешил. Дальше что? Пойдешь к батюшке каяться. Тебе будет стыдно? Будет. А дальше? Ты будешь постоянно этот грех совершать и постоянно каяться? Надо как-то решать… И ты понимаешь, что так невозможно – угождать двум господам, потому что только одного ты можешь возлюбить, а другого ты обязательно возненавидишь. Это трезвомыслие мы должны в себе воспитывать, упражняться каждый день и час, и тогда наш ум придет в особую ясность и твердость и сможет всегда нам подсказать – где духовная опасность и где скользкий путь, чтобы нам избежать этих искушений, сетей дьявольских и войти в радость Господа нашего Иисуса Христа.
Всем вам, возлюбленные отцы, братья и сестры, желаю Божественной благодати, укрепления ваших сил духовных и телесных в несении вашего христианского подвига и в совершении Святой Четыредесятницы, которая, безусловно, не только отрешение от брашен мяса, а изменение нашей жизни и совершенствование в добродетели.
Будем стараться украшать себя не одеждой, а добрыми делами».
(166)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.