Митрополит Феодор завершил чтение Великого покаянного канона

10 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, в православных храмах завершилось чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Кристкого. Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор прочел четвертую, заключительную часть канона в храме Всех святых в земле Российской просиявших города Волгограда.

За богослужением молились благочинный приходов Александровского округа, настоятель протоиерей Игорь Малов с присутствующим духовенством.

По завершении великого повечерия Его Высокопреосвященство обратился к молящимся с архипастырским словом: «Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, поздравляю со святым вечером и с окончанием чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского на первой седмице Великого поста.

Мы входим через эту первую неделю, как через дверь, на священное поприще Четыредесятницы и наполняемся святыми образами, которые помогают нам правильно выстроить свою жизнь, свой день, свою борьбу с греховными страстями и правильно расположить свои сердце и ум к совершению добродетелей.

Мы читаем молитву преподобного Ефрема Сирина, в которой кратко и лаконично показывается сущность духовной жизни. В первой части святой говорит нам о краеугольных камнях нашего преткновения – греховных страстях. Во второй части он предлагает нам основы добродетелей, а заканчивает тем, в чем заключается весь смысл этого моления.

 Мы просим у Господа, своего Учителя, Творца нашей жизни и Промыслителя, который держит в Своей деснице судьбы всех людей, чтобы Он от нас отъял дух праздности и другие грехи и даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия, кротости и любви.

Под целомудрием часто ошибочно понимают только лишь жизнь в воздержании от супружеской измены, жизнь в телесной чистоте. На самом деле духовный блуд – это любое отступление от Бога, любая измена Богу, любое сочетание с греховной мыслью, страстью, влечением или действенным грехом.

Целомудрие – это есть образ мыслей, образ жизни, когда человек имеет целостную картину всего мира, понимание Бога, понимание ближних и общества и правильное понимание себя  и своего отношения к ним. Враг через грех дробит эту целостность и учит нас, чтобы мы смотрели только лишь на фрагменты жизни, или фрагменты ситуации, или только на людей, как на часть. Причем на ту, которую дьяволу удобно нам представить в зависимости от ситуации и от того, что он хочет с нами сделать, в какую греховную погибель ввергнуть.

Целомудрие неразрывно связано со смиренномудрием. Мудрость, как таковая, базируется не только на жизненном опыте, но и на терпении и смирении. Однако же враг нашего спасения дьявол ухищряется нас вводить в заблуждение – черное называет «белым», белое называет «черным». Когда нам нужно молчать и смиряться, он возбуждает нас к многословию или, что еще хуже, гневу, а когда нам нужно отстаивать Божественную правду, на нас вдруг нападает «великое смирение», тишина, молчание и покорность.

Святая Церковь учит нас рассуждать правильно, и свои душевные силы, которые заложены в нас Божественной природой, направлять верно. Возбудительную силу – раздражение и гнев – направлять не против человека, а против греха, против дьявола. Смиряться нужно не пред грехом, как у нас часто происходит, а перед волей Божией, которая очень часто проявляется в воле ближнего.  Через эту покорность, это смирение и послушание человеку мы научаемся послушанию Богу.

Терпение и кротость – это основа духовной жизни и ее возрастания. Господь наш Иисус Христос говорит «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19), то есть сохраните их нерастерзанными лукавым демоном праздности, многопопечения, суеты.

Кроткие, как вы помните, наследуют землю, и потому нам нужно всегда иметь перед собой этот образ кротости и стараться иметь его в себе, быть кроткими.

Любовь, как венец всех добродетелей, должна и в нас утвердиться, потому что, если любой подвиг не ведет к умножению любви в нашем сердце, то он не только бесполезен, он нам вреден.  Раз он не созидает в нас любовь, значит, он в нас возбуждает самолюбие и тщеславие – это антипод любви, неразумная, извращенная любовь к себе.

Как же нам научиться держать этот баланс? Как нам научиться избегать страстей и совершать добродетели?  «Господи! – восклицает преподобный Ефрем Сирин. – Дай мне зрети моя прегрешения…»  У нас настолько хорошее духовное зрение оказывается, что мы видим грехи многих, замечаем малейшие оплошности: кто нарушил пост, кто не так оделся, не так свечку поставил, не вычитал полное правило и прочее, и прочее. Более того, этими замечаниями мы наполняем нашу жизнь во взаимных разговорах, начинаем обсуждать этих людей и незаметно возвышаемся над ними  и уподобляемся Каину. Нам же нужно помнить только грех свой, как поет царь пророк Давид «грех мой предо мною есть выну», постоянно вспоминать свои согрешения и осуждать себя в них, не заглаживать свою вину, не думать «Господь милосерд, Он всех прощает. Я же ничего страшного не совершила, никого не убила, не ограбила. Не хуже других. Чай, получше некоторых…». Одним словом, мы ищем себе оправдания, а должно быть все наоборот – оправдание искать для ближних, а для себя искать осуждения. Но такое осуждение, чтобы оно нас не повергало в уныние. Как говорил преподобный Силуан Афонский об откровении, которое было ему от Бога, «Держи ум свой во аде и не отчаивайся!» — считай себя достойным ада, но не отчаивайся, потому что Господь пришел кающихся грешников спасти. Если ты будешь искренне каждый день рассматривать свои грехи, как язвы на своем теле, и просить Небесного Врача, чтобы Он их исцелил, и Он обязательно их уврачует и даст тебе здоровье духовное, которое поможет тебе стать наследником вечной Божественной славы.

Пусть благодать Великого поста укрепляет нас в нашем небольшом подвиге, который не должен быть чрезмерен, но он должен, по смыслу Церкви, быть нам в радость. Нет цены малому подвигу – учат святые отцы, потому что он дает не только радость, но и желание подвизаться еще. Тяжелый же подвиг, как и всякий тяжелый труд,  вызывает в нас нежелание возвращаться к этим трудам. Человек, который взял непосильную ношу чаще всего, в конце концов, ее совсем оставляет. А нам нужно пройти не короткую дистанцию, и не марафон, а целую жизнь, которая заключается в несении своего креста.

Будем разумны, будем терпеливы, будем кроткими, как учит нас Господь. Стяжаем любовь к Богу и ближнему, чтобы нам наследовать Вечное Царство. Аминь».

Завтра, в пятницу 11 марта, правящий архиерей возглавит еще одно богослужение, которое совершается только в дни Великого поста — Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Вознесенском женском монастыре города Дубовки.

Начало богослужения в 8:00.

Фото Константина Броневицкого и Таисии Анкиной

(197)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели