Митрополит Феодор совершил Литургию Василия Великого в Александро-Невском соборе

20 марта 2022 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил служение Божественной литургии Василия Великого в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Волгограда.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Волгоградской епархии, ключарь собора протоиерей Николай Пичейкин, архимандрит Гавриил (Головко), иерей Константин Кириченко, иерей Алексий Сапожников.

Проповедь по запричастном стихе произнес архимандрит Гавриил.

В завершение богослужения глава епархии обратился ко всем с архипастырским словом: «Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с воскресным днем, 2-й Неделей Великого поста и днем памяти святителя Григория Паламы Солунского.

Мы часто называем Бога Мысленным Солнцем, и Пророк, говоря о милости  Божией, произносит слова: «посетил нас Восток свыше». Именно поэтому мы обращаем наши молитвы и алтари наших храмов на Восток. Запад же, как сторона, противоположная Востоку, мысленно ассоциируется у нас с дьяволом. Именно поэтому по окончании чина оглашения перед таинством Крещения приведенный к просвещению прежде, чем сочетаться со Христом, поворачивается на Запад, отрекается от сатаны, от всяких дел его, и плюет перед собой, мысленно представляя гордого Денницу. После этого он поворачивается лицом на Восток, к алтарю, лицом к Богу, чтобы сочетаться с Ним на всю свою жизнь – временную земную и небесную вечную.

Это противостояние между Востоком и Западом мы наблюдаем не только в церковной, духовной жизни, но и на протяжении всей истории. Сегодняшняя память Григория Паламы нам об этом напоминает.

В IX веке Римская Церковь, западное христианство, стало претендовать на приходы Балканского полуострова. Именно с этой претензии началось разделение, вражда между Константинополем и Римом и Западом, которое, в конце концов, в XI веке вылилось в Великую схизму – Великий раскол, страшное разделение, а вернее сказать, отпадение от единства кафолической Церкви западной Римской церкви во главе с ее понтификом.

Но претензии Рима простирались не только на земные границы и государственную власть. Он имел дерзновение к управлению жизнью духовной, церковной. В том числе, имел свое искаженное личное мнение по поводу церковного обряда, Таинств и самой молитвы. Именно о молитве, о правильном отношении к ней, к Богу, правильном обращении к Нему и рассказывает нам память сегодняшнего дня.

Григорий Палама был не только аскет и подвижник, но и высокообразованный человек. Он посвятил свою жизнь служению Богу, хотя Император старался всячески приблизить его к себе, не только в память о его отце, государственном деятеле, но и видя великие таланты Григория. Однако же он уехал на Афон, желая полностью посвятить свою жизнь Богу, молитве, посту, воздержанию. Там он коснулся и вошел в опыт Иисусовой молитвы, которую стали активно использовать афониты, достигая с ее помощью состояния душевного покоя, безмолвия – исихии, потому и стали называться «исихасты».

Однако же латиняне не смогли это принять по причине своей духовной испорченности. Более того, они стали глумиться над молитвой афонских монахов и всячески насмехаться над ними. Это происходило до тех пор, пока Православная Церковь в лице Григория Паламы не выступила с четким определением, что есть молитва, что есть созерцание, что есть Божественная энергия, нетварная энергия, та самая, которую мы видим на Фаворе во время преображения Господа нашего Иисуса Христа. Эта энергия изменила не только Его вид, одежду, но и особым благодатным образом воздействовала на окружающих апостолов так, что они начинали говорить слова, которые сами не понимали.

Сегодня мы приобщаемся к многовековому опыту Православной кафолической Церкви, опыту молитвы, в том числе через память Григория Паламы.

Противостояние и агрессия Запада продолжается и в наши дни».

Митрополит Феодор огласил  обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к архипастырям, пастырям, монашествующим и ко всем верным чадам Русской Православной Церкви и призвал к совместной молитве, последовав призыву Его Святейшества читать ежедневно канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии» и молитву о восстановлении мира.

Тем, кто не имеет дома молитвослова или не знает как найти этот канон и молитву, раздали брошюры с текстами молитвословий.

Митрополит напомнил, что в различные регионы нашей страны прибывают беженцы, и призвал не оставаться равнодушными к нашим братьям и сестрам не только по Духу Христову, но и по  крови, и принять участие в сборе средств для оказания помощи вынужденным покинуть свои дома людей.

Фото: Константин Броневицкий, Таисия Анкина

(162)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели