Митрополит Феодор совершил пассию в храме Казанской иконы Божией Матери
Вечером в третье воскресенье Великого поста митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор отслужил в храме Казанской иконы Божией Матери города Волгограда пассию. Напомним, что это богослужение совершается четыре раза в году, по числу евангелистов, и совершается во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Святой Четыредесятницы.
За богослужением молились: настоятель храма протоиерей Алексий Кузнецов, протоиерей Анатолий Сафонов, иерей Владимир Аврамов, иерей Алексий Гондусов и прихожане.
Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви.
Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством защитника Православия в борьбе с унией митрополита Киевского и Галицкого Иова Борецкого. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в конце изданной в Киево-Печерской лавре Цветной Триоди (включавшей в то время богослужения Недели Ваий и Страстной седмицы) как прибавление к богослужебному уставу. Согласно этому описанию, завершавшемуся словами: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению», ― пассия совершалась в составе малого повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди.
В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Ее последование предназначалось как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования службы с акафистом, принятой в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями.
В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, появилась и практика исполнения на пассии только акафиста, без чтения Евангелия.
В завершении этого умилительного богослужения митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом: «Некогда иудеи, ведомые Моисеем из плена египетского в землю обетованную, были уязвляемы укусами ядовитых змей, которые во множестве напали на их стан и умерщвляли большое число людей. По повелению Божиему путевождь изготовил медного змея, прообраз Креста Господня, и утвердил его вознесенным над землей, чтобы каждый из иудеев, с верою взирающий на сие знамение, оставался жив и невредим от укусов пресмыкающихся. Если он был уязвлен прежде, то, взирая с молитвой на сей прообраз Христа, исцелялся от смертельной раны.
Вот и мы, возлюбленные, путешествуя из плена греховного в обетованное Небесное Царство через пустыню жизни, постоянно чувствуем нападение на себя и ополчение множества не ядовитых змей, а страстей греховных, которые жалят нас хуже, чем те пресмыкающиеся гады, потому что змея может убить только тело, а грех убивает душу и лишает нас наследия вечной жизни. И лишь только нам остается взирать на знамение спасения нашего – Животворящий Крест Господень, на Котором Божественный Страдалец и Спаситель наш Господь Иисус Христос, простирая руки, призывает всех к Себе.
Как бы ни была глубока греховная рана нашего сердца, Он даст необходимую благодать для ее исцеления, даст нам силы противостоять греху и шествовать дальше к вожделенному Раю Небесному. Только бы мы с вами не теряли нашего упования, только бы мы с вами не отвращали своего духовного взгляда от этого Знамения Жизни, только бы всегда образ Божественной любви был начертан в нашем сердце, чтобы он всегда проявлялся через деятельную любовь к Богу и ближнему.
Пусть милость и благодать Божия пробудят в нас взаимную любовь и милость к людям и явится тем мостом, который, подобно Кресту, соединяет Небо и Землю и возводит нас в обители Небесного Отца.
Храни всех Господь и Матерь Божия».
(382)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.