Митрополит Феодор: Наша брань должна быть направлена на самого себя
Сегодня, 3 апреля, в Неделю преподобного Иоанна Лествичника, митрополит Феодор совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме святых священномучеников Владимира Киевского и Вениамина Петроградского г. Петров Вал Камышинского благочиния.
Его Высокопреосвященству сослужили: старший благочинный Волгоградской епархии протоиерей Анатолий Карпец, протоиерей Николай Караичев, иерей Анатолий Коробков, иеромонах Антоний (Дубровин), иерей Михаил Макаров.
Главу Волгоградской епархии по традиции встретили юные воспитанники воскресной школы и испросили его архипастырского благословения.
В 4-ю Неделю Великого поста Святая Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. «Все течение жизни его была непрестанная молитва и безмерная любовь к Богу», — говорится в синаксаре. Это то, к чему все мы призваны.
По запричастном стихе к молящимся обратился иерей Михаил Макаров.
В завершение богослужения отец Михаил приветствовал митрополита Феодора: «Мы благодарим Бога за то, что сегодня Вы совершили богослужение в этом храме, в день святого, которому отдано особое место в церковном календаре, преподобного Иоанна Лествичника. В его житии есть пример, когда один из его учеников попадает в беду и обретает молитвенную помощь своего наставника. Сегодня, в этот святой день, мы просим и Ваших Святительских молитв о каждом из нас, чтобы несмотря на те трудности, которые мы встретим впереди, мы имели бы помощь Божию не по нашей заслуге, но по молитвам святых, по Вашим молитвам, чтобы в этом шествии в Царствие Небесное мы могли идти за Вами, взирая на Ваш молитвенный пример, на Ваш пример поста, ведь, как мы сегодня слышали в Евангелии, только таким образом способно произойти изменение нашей жизни. Я не совру, если скажу, что жизнь у каждого стоящего здесь требует изменения. Изменения в сторону Христа. На это нужно очень много времени».
Его Высокопреосвященство обратился к молящимся с архипастырским словом: «Я очень рад увидеть ваши глаза, наполненные верой, надеждой, любовью. Каждый из нас призван Божественной любовью в Царство Небесного Отца. Нашу земную жизнь Писание и святые отцы не называют жизнью как таковою, а только лишь путем, дорогой, исполненной многоразличных скорбей, болезней, искушений. Земная жизнь — это юдоль плача, место, где мы должны оплакивать свои грехи, свои несовершенства изгнанников Рая, чтобы, омыв слезами покаяния одежду своей души, стать наследниками жизни будущего века.
Мы не только обращаемся в своих молитвах к святым угодникам Божиим. Мы хотим подражать им, хотим быть близки им. Если мы желаем, чтобы после нашей смерти, когда душа отлучится от тела, они нас встретили не просто как своих знакомых, но как своих друзей, и сопроводили в Царство Небесного Отца, то мы должны с ними общаться уже здесь, сегодня, чтобы наша жизнь и это общение были им угодны и приятны. А это путь непростой – путь деятельного восхождения от земли на Небо, от греха к святости, от несовершенства к совершенству.
Если мы знаем, что даже ангелы не застывают в своем состоянии святости, но в Боге, как в бесконечности всегда находят возможность быть еще лучше, еще светлее, то как же нужно стараться нам с вами!
Преподобный Иоанн, игумен горы Синайской, по просьбам его современников написал книгу, именуемую «Лествица» — о деятельном восхождении души. Она прообразует собой лестницу, потому так и называется, состоящую из тридцати ступеней, по количеству лет земной жизни Господа нашего Иисуса Христа до того момента, как Он вышел на общественное служение.
Эти ступени суть добродетели, которые мы с вами должны стяжевать, усвоить себе и по ним совершать восхождение к Богу.
В своей книге преподобный Иоанн аллегорически обращается от лица умной души к плоти, к телу, как к своей супружнице, как к своему естеству, и задает вопрос: «Как же мне, супруга моя, иметь от тебя независимость? Как же мне освободиться от твоих уз, от твоего влияния и от твоей власти, чтобы самому управлять собой, а не быть под пятой?» Мы знаем по слову апостола Павла, что каждый человек состоит из души и тела, есть тело духовное, а есть тело телесное. Между ними происходит борьба. Кто угождает плоти, тот попадает под ее влияние, становится человеком плотским, ветхим, греховным, попадает в сети дьявола и, в конце концов, погибает. А кто угождает душе, вскармливает тело духовное, тот приобретает свободу во Христе и вечную жизнь.
Плоть как бы отвечает душе: «Я не буду говорить тебе того, чего ты не знаешь, но скажу то, о чем мы обе знаем. Я имею отца своего – самолюбие. Именно им диктуются все мои желания и движения. Внешнее разжжение тела происходит от излишества покоя и пищи, а внутреннее разжжение — от прежнего невоздержания и сладострастных поступков. Если ты заградишь уста свои от невоздержанной пищи, то свяжешь мне ноги, – говорит плоть. – Я не смогу двигаться вперед. Если ты приобретешь послушание, то ты получишь свободу. Если ты стяжаешь смирение, то ты отсечешь мне голову».
Вот и нам, возлюбленные братья и сестры, нужно помнить эти слова и о том, что наша брань должна быть направлена не на ближнего, а на самого себя. Есть только один человек на свете, которого мы можем сделать лучше – это мы сами. И если мы, по слову преподобного Серафима Саровского, стяжаем в сердце своем благодать Святого Духа, то вокруг нас спасутся тысячи. А вокруг нас не спасаются люди, а погибают, потому что мы и сами не спасаемся, а погибаем в распрях, раздорах, осуждении, многословии, празднословии, в нелюбви. Это оскудение нас низводит с духовной высоты на самое дно ада.
Время поста – это особое время для нашей души. Как мы видим, природа сбрасывает с себя оковы льда и снега, начинает прозябать, распускает почки, появляются зеленые листочки, трава пробивается из земли. Так и душа должна освободиться от оков греха. В ней должна забурлить жизнь не греховная, не плотская, а духовная.
Мы должны питаться духовной пищей, особенно в эти священные дни Святой Четыредесятницы. Нам нужно ближе познакомиться с преподобным Иоанном Лествичником и его трудом, именуемом «Лествица», в чем нам да поможет Господь. И это знание и духовный опыт воплотить в свою жизнь, чтобы нам взойти не только на первую, вторую или третью ступень, а подняться на самую верхнюю ступень этой лестницы, которая есть любовь, как совершенная добродетель.
Апостол говорит о том, повторяя слова Христа, что кто имеет любовь к ближнему, тот пребывает в Боге, потому что Бог есть любовь.
Какая же любовь должна быть у нас? Которая не ищет своего, не ищет, как угодить себе, не думает, как ей хорошо, а желает угодить ближнему, постоянно терпит, смиряется, всему верит, всегда надеется.
Настоящая любовь никогда не заканчивается. Это и есть качества истинной Христовой любви.
Да сподобит нас Господь этой великой добродели!»
Вчера, накануне 4-й Недели Великого поста, митрополит Феодор совершил всенощное бдение в приходе Святой Троицы города Камышина. Его Высокопреосвященству сослужили старший благочинный Волгоградской епархии протоиерей Анатолий Карпец, протоиерей Николай Караичев, настоятель прихода иерей Роман Саталкин, иеромонах Антоний (Дубровин), иерей Анатолий Коробков.
Фото: Даниил Королёв
(107)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.