Митрополит Феодор: Нужно ненавидеть не ближнего, а грех, который в нас
Сегодня, в 5-ю Неделю Великого поста, преподобной Марии Египетской, митрополит Феодор совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» поселка Городище.
Верующие с особым трепетом ждали это богослужение – возможность помолиться вместе со своим архипастырем.
Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Городищенского округа, настоятель храма иерей Алексий Суханов, протоиерей Василий Желубов, протоиерей Анатолий Сафонов, иерей Максим Александровский.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Татьяны Дзержинской.
Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Максим Александровский.
В завершение богослужения иерей Алексий Суханов обратился с приветственным словом к правящему архиерею. «Сегодня, в день памяти преподобной Марии Египетской, когда любой, даже самый отчаявшийся грешник, прочитав первую часть ее жития, станет надеяться на милость Божию, и его жизнь тоже изменится, как она изменилась у преподобной Марии. Как раз на Пасху Христову 24 апреля мы встречаем святыню – Казанскую икону Божией Матери. Через эти святыни, которые к нам приходят, мы чувствуем Вашу любовь и заботу, это очень важно для подкрепления наших духовных сил. В первый день Великого поста мы встречали здесь Крестный ход «Святая Русь» со святыми иконами и Животворящим Древом Господним. Среди людей, которые приходили в храм, чтобы помолиться перед святынями, были не только постоянные прихожане. Придя сюда, у них возникает возможность хотя бы краем уха услышать богослужения и задуматься: «А почему я здесь редко бываю?» И в день Пасхи многие приходят в храм. Я думаю, что и образ Казанской Божией Матери согреет их сердца, и они изменят свою жизнь. Благодарю Вас, что Вы находите возможность посетить наш храм именно в воскресный день, когда у большинства людей выходной и они имеют возможность прийти сюда и помолиться, вознести свои молитвы Богу вместе с Вами. Благодарим Вас и просим Вашего архипастырского благословения».
«Сегодня, во второй половине Великого поста Святая Матерь наша Церковь предлагает нашему духовному вниманию житие преподобной Марии Египетской, — обратился к молящимся митрополит Феодор, — чтобы мы, взирая на ее подвиг, кто еще не начал поститься — усрамился и стал воздерживаться по церковному уставу. А тот, кто добро совершает подвиг воздержания — не гордился и не надмевался, как старец Зосима, но всегда видел перед собой образ для более высокого подвига и ему подражал.
На что хотелось бы обратить внимание из жизни преподобной Марии. Она, войдя в храм, вышла из него уже совсем другим человеком. Каждый из нас тоже должен выходить не таким, каким вошел. Пусть эта разница будет не такой разительной, как в образе преподобной пустынницы, но она должна быть. Иначе мы напрасно пришли.
Вопрос не в том, кто больше или меньше согрешил. Часто мы в себе рассуждаем: «Никого не убила, ничего не украла… Не хуже других». Нужно себя сравнивать с Небожителями, с Ангелами и Святыми, и даже с Самим Богом, потому что Господь наш Иисус Христос говорит: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48). В этом подражании кто из нас найдет себя достойным?
Мы удивляемся, что святые отцы, получившие многоразличные благодатные дары: прозорливости, исцеления больных, воскрешение мертвых, не видели себя достойными Небесного Царства, но пребывали в покаянии и обильно омывали слезами пол своей кельи, потому что, чем ближе к свету, тем более очевидны недостатки и несовершенства. Их не видно, когда человек пребывает во тьме. Так и любой христианин, когда движется навстречу Богу, то Божественный свет Его любви невольно обнажает в нас все наши греховные недостатки, увидев которые, мы должны, конечно, обличать себя, осуждать и стараться изменяться к лучшему. То, что кто-то не видит в себе несовершенства, говорит об одном: он пока еще очень и очень далеко от Бога. Надо задуматься, в том ли направлении он движется?
Страшный грех блуда заключается далеко не только в плотских прегрешениях. По существу блуд – это заблуждение. Человек сбился с правильного пути, не той дорогой пошел. Он утратил единство с Богом и потерял целостность своей личности, она стала дробная. Мы не можем, к сожалению, как призывает нас Евангелие, возлюбить Бога всей душой, всем сердцем и всем помышлением, потому что мысли у нас постоянно разнятся – то нам хочется, то не хочется, то нравится, то не нравится. В нас постоянное смущение и борьба чувств и помыслов, которые говорят именно о том, что мы не являемся целостной личностью, в нас нет целомудрия, к которому мы должны стремиться. Мы должны увидеть эти осколки своей души и постараться их собрать в единую целостную картину.
Будем молиться преподобной Марии Египетской, чтобы она помогла нам возгревать ревность ко Господу. Как говорят святые отцы, чтобы любить, нужно научиться ненавидеть, но ненавидеть нужно правильно – не ближнего, а тот грех, который в нас, потому что любовь и враг любви несовместимы. Божественный Спаситель говорит: «Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор. 6:15) Мы должны понимать, что не можем одним и тем же языком славословить Бога и ругать соседа. Одними и теми же руками ставить свечу на церковный подсвечник и творить неправду. Одними и теми же ногами идти в церковь, а потом спешить на собрание нечестивых.
Пусть время Великого поста, эта благодатная духовная весна, пробудит в нас забвенные добродетели. Пусть они прорастут и принесут добрый плод в жизнь вечную. Аминь».
(149)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.