Духовная трапеза — Постная Триодь. Великая Среда
Жена, помазавши Христово тело миром,
Предвосхищает смирну и алоэ Никодима.
Кондак Великой Среды:
Паче блудницы Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох, но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти Спасе: от скверных дел моих избави мя.
Перевод на русский:
Больше чем блудница беззаконий совершив, слез потоков я Тебе вовсе не принес; но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе Благой, с любовью целуя пречистые ноги Твои, дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов, взывающему Тебе, Спаситель: “От дел моих нечистых меня избавь!”
Великая Среда является определенным рубежом Страстной Седмицы. В этот день последний раз совершается Литургия Преждеосвященных даров, заканчивается чтение псалтири, пения тропаря «Се Жених грядет в полунощи» и в последний раз произносится покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего». Начинается отсчет времени от предательства до распятия – «ныне собирается с Пилатом Ирод, Анна, вкупе же и Каиафа» «праведного убити Христа».
В каноне преподобного Андрея Критского, читаемого на Великом повечерии Вторника, вновь говорится о том, что Иуда замыслил предать своего Учителя: «неблагодарный ученик, отвергся Тебе Христе» и «сребролюбие рачительствуяй предатель Иуда… к беззаконным пришед о цене согласоваше». Сначала Иуда переживает о том, что истрачено миро, потом начинает думать как предать Учителя. Блудница уже помазала Иисуса Христа на погребение «жена представши… истощи мира на главу Тебе безсмертного мира». Песнопения утрени Великой Среды раскрывают нам образы блудницы и Иуды. Блудница видит, что скудна добродетелями и имеет скверные руки и уста. «Блудница … миро со слезами изливающи … смрада зол избвавляется». Иуда вероломный, к сребролюбию приверженный, спешит он к Иудеям и говорит беззаконным: “Что вы можете мне дать, и я предам вам Его на распятие?»
В богослужениях Великой Среды Церковь призывает всех произвести над собой суд: с кем я, с иудеями, ищущими убить Иисуса Христа, или с блудницей, которая «внезапу целомудренна явися, возненавидевши дела студнаго греха». Церковь зовет оставить «злой обычай безумный… и потщавшися скоро придти ко Избавителю» и быть готовыми следовать за Ним. Каждому из нас предстоит сделать выбор, а служба Среды помогает этот выбор совершить: предлагая два человеческих образа – блудницы, которая «Твое ощутившая божество» и Иуды, «умышляше лестию предания целование».
Размышляя о великой тайне человеческой свободы Святая Церковь поет: «простре блудница власы Тебе Владыце, простре Иуда руце беззаконным: ова убо прияти оставление, ов же взяти стебреники» — блудница получает свободу от рабства греху, ученик, становится рабом греха, первая – обретает радость, второй погружается в «злосмардную злобу».
Образ блудницы – образ души человеческой много согрешившей, но верой пришедшей ко Христу, припавшей к Нему и просящей «из глубины умершую мя воскреси,…прими мя окаянную, Господи, и спаси мя».
Удивительные сравнения находит игуменья Кассия – автор самогласна на утрени Великой Среды: мрачной и безлунной называет она любовь к греху. Блудница, в ее стихире говорит ко Господу: «Прими мои источники слез, из облаков изводящий воду моря. Приклонись к моим стенаниям сердечным, приклонивший небеса неизреченным Твоим самоумалением».
Закончились службы первых трех дней Страстной седмицы и очень важно, чтобы не осталось не подготовленных ко встрече Жизнодавца Христа и не приготовивших брачных одежд. В эти дни есть еще время для покаяния и обращения к Богу Слову: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
Мы вступаем в Пасху Крестную.
(82)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.