Духовная трапеза — Постная Триодь. Великий Четверг

Стихи на умовение:

На вечери ноги учеников умывает Бог,

нога Которого древле вечером ходила по Едему.

Стихи на Тайную вечерю:

Двоякая вечеря предлагается:

 и Пасха законная и Пасха новая — кровь и тело Владыки.

Стихи на преестественную молитву:

Молишься, Христе, и на лице страхи — капли крови, чтобы подлинно укротить смерть, обманув ее Своим страхом.

Стихи на предательство:

Зачем понадобились ножи и дреколья, обманщики народа,

на Того, Кто хочет умереть для избавления мира?

В богослужении этого дня раскрываются четыре темы: Тайная Вечеря, омовение ног ученикам, молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть. Поэтому и Синаксарь содержит четыре вступительных стиха.

Гимнография повечерия Великой Среды показывает нам «горница постланая, прият Тя Создателя… и тамо соделал еси таинства», и там Спаситель «таинственно явил еси всесвятое… заколение, имже тли избавихомя». На этой вечере Иисус Христос открывает ученикам Таинство Своего вочеловечения и «душепитательную уготовляет трапезу,…безсмертия… растворяет чашу верным» и наполняет эту чашу веселием. Апостолы эту Тайну «от века сокровенную…церквам предаша богоноснии» и «бесквасным» словом истины возвеличили непреложность благодати. «Христос учреди мир, небесный и божественный хлеб» — установил Литургию,  и каждая Литургия являет верным эту горницу, «как сень небесную…идеже Христос Пасху соверши: вечеря безкровная, и словесная служба, трапеза же тамо совершенных таин, мысленный жертвенник». Все богослужения Церкви, а особенно службы Страстной седмицы,  подготавливают участников к тому, чтобы они смогли «верно прияти Господа: горницу убо сердце предуготовав, и вечерю благочестия».

В этот же день дается характеристика апостолу – предателю, предостерегая нас от его недугов. Иуда показывается «безумия исполнь», «злочестивый…сребролюбием недуговав», «закон дружбы…волею забыв» и «предатель льстив сый». Показывается развитие страстей в человеческой природе «нрав твой льсти исполняется, беззаконный Иудо: недугуя бо сребролюбием, приобрел еси человеконенавидение». Иуда является истинным потомков иудеев, которые в пустыне питаясь манной небесной роптали на Питавшего их и клеветали на Бога. Так же и Иуда, продает питавшего его и целуя Учителя, предает Его на смерть.

Церковь в песнопении просит: «пощади, Господи, души наша от таковаго безчеловечества» и Господь показывает нам, как сохранит от качеств Иуды душу – смирением и отсутствием страха. «Смирився нас ради богатый,…и преклонь выю, омыл еси ноги учеников и предателя». Творец всего мира умыл ноги своему творению, состоящему из глины. Господь наш Иисус Христос дает заповеди своим ученикам и вместе с ними и нам: «о друзи, зрите, да никийже страх вас разлучит от Мене,..не блазнитеся убо о Мне,…аще убо вы друзи Мои есте, Мне подражайте: хотяй первый быти, да будет последний,…пребудите во Мне, да грозд принесете». Господь не просто дает заповеди, а открывает удивительную перспективу для тех кто постарается соблюсти их: «Питие новое паче слова, Аз глаголю, во Царствии Моем, Христос, другом, пию, якоже бо Бог с вами боги буду».

Но это все в будущем, а сейчас уже «Иуда беззаконный…простре руце прияти сребреники» и «стекается прочее соборище ийдейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст».  «Егоже проповеда агнца Исаиа, грядет на заколение вольное, и плещи дает на раны, ланита на заушения, лица же не отврати от срамоты заплеваний, смертию же безобразною осуждается: вся безгрешный волею приемлет, да всем дарует из мертвых воскресение».

«Вникни, брат, что значит слышимое тобою. Безгрешный Бог, Сын Всевышняго, предан за тебя. Отверзи сердце свое, изучи в точности Его страдания, и скажи себе: «Безгрешный Бог сегодня предан; сегодня осмеян; сегодня поруган; сегодня заушен; сегодня терпел бичевание; сегодня носил терновый венец. Да содрогнется сердце твое; да ужаснется душа твоя. Каждый день проливай слезы при сем размышлении о Владычних страданиях. Услаждаются слезы сии, просвещается душа, непрестанно размышляющая о страданиях Христовых», — пишет преподобный Ефрем Сирин.

Подготовлено Миссионерским отделом Волгоградской епархии

(101)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели