В Великий Четверг митрополит Феодор совершил Литургию и чин умовения ног в Александро-Невском соборе
Сегодня, 21 апреля, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Александро-Невском кафедральном соборе города Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Волгоградской епархии, ключарь собора протоиерей Николай Пичейкин, благочинный Ельшанского округа митрофорный протоиерей Николай Бабак, благочинный Волгоградского округа протоиерей Анатолий Безбородов, архимандрит Гавриил (Головко), благочинный Сарептского округа протоиерей Сергий Тюпин, благочинный Зацарицынского округа протоиерей Алексий Кузнецов, благочинный Бекетовского округа протоиерей Алексий Зимовец, благочинный Северного и Сталинградского округов иерей Олег Иващенко, игумен Зосима (Панков), протоиерей Александр Сазонов, иерей Алексий Сапожников, иерей Константин Кириченко, иерей Валерий Гусаков.
Богослужебные песнопения исполнял хор собора под управление регента Марии Зимовец.
Проповедь перед причастием произнес иерей Олег Иващенко.
В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную Вечерю, последнюю трапезу Иисуса Христа с учениками перед Его страданиями и смертью. Вот уже на протяжении более двух тысяч лет мы прославляем это Таинство, дарующее нам Великую Радость и Вечную Жизнь. Но в то же время, в этот день мы вспоминаем о человеческой подлости, предательстве Иуды, о страданиях Христа и начале Его восхождения на Голгофу. Все это отражается в богослужебных текстах сегодняшнего дня.
По окончании Литургии архипастырь совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (Ин. 13:1-17), митрополит Феодор омыл ноги 12-ти священнослужителям в знак смирения и служения народу Божию.
После заамвонной молитвы архипастырь вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении протодиаконом Евгением Карачанцевым Евангельского повествования глава Волгоградской епархии снял с себя знаки архиерейского достоинства, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после Евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки, и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».
Затем митрополит Феодор взошел на амвон и обратился к верующим с архипастырским словом:
«Вечери Твоея Тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими.
Сегодня, возлюбленные, мы воспоминаем удивительное дело кротости и Божественной любви Господа нашего Иисуса Христа, которую Он нам открыл и показал в пример к подражанию в Сионской горнице среди Своих учеников.
Сегодня Господь не только умыл ноги своим последователям, как бы приуготовляя их к несению Благовествования Евангельской правды. Он показывает и нам в подражание сие творить и устанавливает величайшее Таинство Церкви — Евхаристии – Таинства благодарения и приобщения Христу.
Он возносит хлеб и говорит следующие слова: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. (Мф. 26:26), за вас преломляемое во оставление грехов». «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф.26:27-28)
С тех самых пор стали последователи Христова учения собираться вместе, чтобы приобщаться Тела и Крови Христовой. Мы с вами делаем это на Божественной литургии, но не все знают, что в первой ее части, называемой проскомидией и совершаемой за закрытыми Царскими вратами, подготавливается к этому приношению хлеб и вино. Из большой просфоры священник специально уготовленным копием вырезает прямоугольный Агнец в воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот хлеб, этот Агнец, перенесенный потом с Жертвенника на Трапезу, становится Телом Господа нашего Иисуса Христа, при всем своем внешнем сохраняя вид обычного хлеба, а по духовным своим свойства он есть истинное и непреложное Тело Христово. Так же и вино – видимым и физическим образом сохраняет все свои свойства, но духовно становится Кровью Христа
Каждый верующий христианин, приобщаясь Телу и Крови, приобщается Божеству, Любви нашего Спасителя. К этому величайшему общению призван каждый из нас. Может ли быть что-то выше на Земле, чем Образ этой жертвенной любви? Как относимся мы к этой уникальной возможности – приобщиться ко Христу, стать единой частью с Ним. К сожалению, в отличие от первых христиан, мы не на каждой Литургии приступаем к Святой Чаше. Как говорит Сам Божественный Учитель, «много званных, но мало избранных». (Лк. 14:24) Потому храмы сегодня не наполнены, полупусты. Званные были недостойны и не откликнулись на глас Христа. А среди тех, кто пришел и разделил Трапезу, все ли оказались достойными? Мы видим с вами на примере Иуды, что нет. Хотя и приближен он был паче других, исполнял особое доверительное послушание эконома, но возлюбил больше себя, свою правду, нежели Христа.
На вопрос учеников: «Господи, кто есть предаяй Тя?» (Ин.21:20) Спаситель говорит: «Омочивый со Мной в солило руку, той Мя предаст». (Мф. 26:23) Он показывает нам не только образ дерзости, посмевшей в равном достоинстве это сделать, но и образ конкурирующей власти, образ соперника, человека, который недоволен поведением, образом мыслей, учением своего Наставника. У него сложилось другое мировоззрение, которое он сумел оправдать. В этом мировоззрении не находилось места для Христа. Иуда показал, что он как бы претендует на первенство. Именно это чувство позволило ему после обличения оставить Трапезу, оставить возлюбленных братьев и Божественного Миссию. Он поспешил, чтобы предать своего Учителя, тем самым вычеркнуть из своей души то, что мешало сложить в своем сознании единую картину, удобную для этого человека.
Каждый раз, собираясь в храм, готовясь присутствовать и участвовать на этом великом духовном собрании, и уже подходя к Чаше, мы вспоминаем страшные слова: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…» Задумаемся, не было ли у нас в жизни этих льстивых проявлений, которые скрывают под собой за внешней формой истинное содержание нашего грешного сердца? Подходя к Чаше, испытаем себя, насколько мы достойны, можем ли мы быть вообще достойными? Святитель Василий говорит о том, что Тело и Кровь Христовы – это Огнь Поядаяющий. А мы – сено сухое. Господи, да не попалиши нас Божественным огнем Твоим, но испепели страсти сердца нашего. Не по достоинству нашему приступаем, но единственно по Твоей милости, ибо Ты пришел грешников спасти, от них же первый я есть. Первый из грешников, а значит первый, кто нуждается в Твоей милости, в Твоей любви, в Твоем спасении.
Пример апостола Петра да будет нам в назидание. Те, кто по ложной скромности отвергают Божественную милость и снисхождение, лишаются части с Ним. Нам становится более понятны слова молитвы преподобного Симеона, когда мы готовимся к причастию. «Господи, смирися смирению моему», тому смирению, которого на самом деле у меня нет, которое имеет лишь только форму смирения, а духа смиренного не имеет.
Наше смирение ищет своего, а смирение Христово ищет Божественной правды. Будем и мы, возлюбленные братья и сестры, искать прежде всего правды Божией и Царства Небесного, остальное все приложится.
Храни всех Господь и Матерь Божия! Пусть благодать сегодняшнего дня пребывает с вами и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Фото Константина Троицкого
(187)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.