Духовная трапеза — Постная Триодь. Великая Пятница

Стихи на распятие:

О нагий мертвец — Слово живого Бога:

 Ты жив и умерщ­вленный на древе!

Стихи на разбойника, распятого со Христом:

Разбойник, вложив ключ — слово «Помяни меня»,

 — от­ворил запертые двери Рая.

День Великой пятницы является самой пронзительной и трудной для проживания церковной памятью из всего богослужебного года. Душа человека, участвующего в богослужениях Великой Пятницы, испытывает недоумение, страх, боль и тяжесть. Совсем неважно, первый раз человек на этой службе или многократно участвовал в ней (и понимает умом, что наступит Воскресение Христово) – чувства всегда одни. Можно предположить, что апостолы испытывали тоже, но в гораздо большей степени.

Весь строй службы, все песнопения Великой Пятницы дают молящимся, каждому в свою меру, стать причастниками событий этого дня. Епископ Афанасий (Сахоров) писал, что богослужение – это чистейшее созерцание, это как бы растворение души в Боге до забвения всего земного.  Священные церковные песнопения, составляющие важнейшую часть нашего богослужения, имеют ту же задачу. Они указывают нам и поясняют высоты богословия и они же, раскрывают пред нами глубочайшие извилины нашей собственной души.

Рассмотрим темы песнопений Великой Пятницы.

Как и в службе Великого Четверга, нам раскрывается образ предателя. Почему предал Иуда? Разве Господь и Учитель, от века зная о его предательстве, отлучил его от Себя, разве не дал ему дар целить, как и прочим апостолам? Разве не допустил на вечерю, разве не омыл ему ноги? Почему Иуда забыл о всех дарах и благодеяниях своего Наставника? Почему он не захотел вразумиться, видя воскрешение Лазаря, почему он не захотел вразумиться на вечере, принимая хлеб из рук Господа? Почему «днесь Иуда оставляет учителя, и приемлет диавола», потому отвечает нам песнопение Великой Пятницы, что он «ослепляется страстию сребролюбия, отпадает от света омраченный» и «предпочитает владычния любве, несмысленно работати сребролюбию». Господь на Тайной Вечере, питая учеников, обличает Иуду, зная, что он не исправится и говорит апостолам, что Он Сам, Своей волею хочет пострадать «да мир исхитит от чуждаго». Беззаконник, «наветник и неправедник, предательству поучашеся, шед рече священником: что ми подаете и предам вам Онаго, закон разорившего, и осквернившаго субботу». Удивительную подробность сообщает нам стихира второго антифона: когда Иуда договаривался с кижниками и фарисеями о предательстве «среди же совещавающих Сам стоял еси невидимо Совещеваемый».

Святитель Иоанн Златоуст в беседе 85 на Евангелие от Матфея, пишет: «Предатель не трогался тогда, как столько раз обличал его Иисус, но, когда уже совершено преступление, пришло ему на мысль покаяние, пришло, но уже без пользы. Ибо, конечно, хорошо, что он сознался, повергнул сребреники, не страшась и Иудеев, но что сам на себя надел петлю, — это грех непростительный, это дело злого демона. Диавол отвлек его от покаяния, чтобы оно наконец осталось безполезным, он же и умертвил смертию позорною и открытою, убедивши его погубить себя самого».

Апостолы вместе с Господом Иисусом идут в Гефсиманский сад. Учитель предупреждает Своих учеников, говоря им: ««не бойтеся. Ныне бо приближися час, яту Ми быти, и убиену рукама беззаконных. Вси же расточитеся, Мене оставивша», но Сам соберу вас и пошлю на проповедь», спрашивает их: «аще и единаго часа не возмогосте бдети со Мною, како обещастеся умрети Мене ради» и снова «глаголаше Зиждитель…учеником, да никтоже отвержется Мене, видя Мя на кресте посреде двою разбойнику: стражду бо яко человек, и спасу яко человеколюбец, в Мя верующыя». Вот наступает время взятия Спасителя под стражу и Господь Иисус Христос говорит апостолом: «бдите,…идем,…се предатель ученик всю спиру имея, грядет предати Мя человекоубийцам» и спрашивает Иуду: «аще бо целовати пришел еси, что предлагаеши нож медом помазанный».

Очень образно рассказывают нам песнопения о смирении Иисуса Христа:«Огонь сый, омыл нозе предателю, Спасе: омыв же не опалил еси» и «како предстоит Огонь Пилату, сену и трости и земли сущей, егоже не опали Огонь Божества Христос».

Вот наступает время суда и «священницы…уязвлении самозавистною злобою» приводят Господа к Пилату, а «Пилат…вопияше людям неразумным: вины не обретаю в Нем».

«Пилатову судищу беззаконнии людие кричаще вопияху: распни Сего, отпусти же нам связана сущу Варавву, убийцу: Христа же первее бив, возьми возьми, распни со злодеи».  «Да распнется, вопияху еврейстии людие со священники книжники», «Твоих дарований присно наслаждающиися, и злодея вместо Благодетеля прошаху приятии,…молчал еси, Христе, терпя их суровство». «Наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда. Беззаконнии же людие на кресте пригвоздиша Господа Славы».

Через всю службу Великой пятницы проходит один вопрос: «Людие Мои, что сотворих вам; или чем вам стужих»?

Песнопения дают ответ на него и показывают, что сотворил иудеям Господь – «воздвигнувый Лазаря от гроба, и путь сотворивый человекам на спасение»,  «слепцы ваши просветих, мужа суща на одре возставив», «воскреси мертвыя, прокаженные очисти, кровоточивую исцели, разслабленныя стягнув», «земли убо возбранял еси поглотити распинающих Тя, аду же повелевал испустити юзники».

Гимнография службы раскрывает очень ярко и емко чему позволяет Себя подвергать Своему созданию Бог Слово: «заушается Зиждитель,…оплевается Судия», «тернием венчавается Бог, землю всю украшей цветы, и раны приемлет, и терпит поношение долготерпеливно, и багряницу поругания носит, и терпит вся Бог сый, и страждет Своею плотию», «днесь висит на древе, иже на водах землю повесивый…  Заушение прият, иже во Иордане свободивый Адама. Гвоздьми пригвоздися Жених церковный. Копием прободеся Сын Девы». «О иудее, беззаконии! Не помянусте ли что от чудес Христовых множество исцелений,… не рузуместе ли божественныя силы, якоже первии отцы ваши» и пригвоздили ко Кресту «пресекшаго море жезлом, и проведшаго их в пустыню, язвами ранившаго их ради Египта: и желчию напоиша, манну пищу им одождившаго», «иже от камени мед ссавшии». «Законоположницы израилевы:…се Храм, Егоже вы разористе, се Агнец, Егоже вы распясте, и гробу предасте, …не льститеся, иудеи: Той бо есть, иже в море спасый, и в пустыни питавый». От всего происходящего в этот день «небесныя силы от страха поколебашася» и «светила скрывахуся,…гора вострепеташа, камениии разседеся».

Рассказывается в песнопениях Великой Пятницы о предательстве апостола Петра. Господь предупреждает Петра о его отречении, но Петр отвечает Учителю, что «скверна слов устен, никогдаже изреку Тебе, Владыко, с Тобой умру яко благоразумен, аще и все отвергутся, возопи Петр», а Господь ему на это говорит: «плоть убо сый не хвались, трижды отвержешися Мене». Петра устрашила простая служанка и «страха ради иудейского, друг Твой и ближний Петр отвержеся Тебе, Господи, и рыдая сице вопияше: слез моих не премолчи, рех бо сохранити веру, Щедре, и не сохранив».

Вот как это описывает святитель Иоанн Златоуст: «Странное и неслыханное дело! Тогда как только что задержали Учителя, столько воспламенился, что схватил меч и отрезал ухо; а когда надлежало большее обнаружить негодование, более воспламениться, слыша такия порицания, тогда он отрекся. Ибо, кого бы не привело в ярость то, что происходило тогда? И однако ученик побежденный страхом, не только не показывает никакого негодования, но и отрекается, не сносив угрозы бедной, безсильной служанки. И не однажды, но в другой и третий раз отрекается». «Трищи отвергся Петр,…но принесе к Тебе слезы покаяния: Боже, очисти мя и спаси мя».

Служба Великой Пятницы в своих песнопениях раскрывает христианину тему покаяния на примере двух учеников – Иуды и Петра. Оба предали учителя, но один пошел и удавился, а другой всю жизнь оплакивал свое предательство. Священник Геннадий Орлов пишет: «По мнению святых отцов, если бы злочестивый Иуда мог пасть перед Крестом Христовым и принести искреннее покаяние за предательство, он услышал бы из пречистых уст Господа: «Отпускаются тебе грехи». Однако «беззаконный Иуда не восхоте разумети» Божиего милосердия. Он не обратился, подобно апостолу Петру, к благому и милосердому Господу. Предатель пришел к фарисеям, но сочувствия у них не нашел. Бросив им сребреники, он пошел и удавился – страшный конец!» Постная Триодь так говорит о предательстве Петра — «крепчайшему бо болий искус».

Рассказывает в этот день гимнография Великой Пятницы и о благоразумном разбойнике, который «мал глас испусти…на кресте, велию веру обрете, во едином мгновении спасеся, и первый райская врата отверз вниде». Если Адам был изгнан из рая за нарушение заповеди, то «разбойник древом крестным в рай вселися», исповедав Богом распятого с ним Иисуса Христа и «возопи: помяни мя, Господи, во Царствие Твоем».

Господь наш вольно представ Пилатову судилищу и позволив Себя распять «избавил нас от долгов наших, …плотию уранен быти, да вси приимем свобождение», «предался еси мене ради распятися, да спасение мое…соделав, источиши мирови жизнь: и обезсмертиши честною Твоею кровию покланяющыяся Тебе», «рукописание наше на кресте растерзал,…вменився в мертвых, тамошняго мучителя связал еси, избавль всех от уз смертных Воскресением Твоим».

В этот день все верные призываются принести свои души в жертву за Господа Иисуса, не подавляться житейскими заботами, приобрести братскую любовь, не быть бессердечными к нашим ближним, послужить им милостью, чтобы не быть осужденными из-за денег и не раскаяться как Иуда, без всякой пользы.

«Крест Твой, Господи, жизнь и заступление людем Твоим есть» и «копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш» звучит на службе. Источником живой воды явились Твои ребра, Господи, который питает Твою Церковь, веселит тварь, мир орошает и разделяясь как на потоки, на четыре Евангелия учит все народы поклоняться Царствию Твоему.

И вот уже звучит в храме «покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим Христе. Покланяемся Страстем Твоим Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение».

Во второй половине дня Великой Пятницы служится вечерня. Песнопения вечерней службы,  рассказывают молящимся, как Иосиф с Никодимом сняли «Одевающегося светом яко ризою» со Древа и Иосиф рыдая говорил: «како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию; коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу, или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре; величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением». Стихиры повествуют о том, что ад устрашился, были разбиты засовы, сломаны адские ворота и мертвые восставали, а Адам с благодарностью говорил: «слава снизхождению Твоему, Человеколюбче». Ангелы говорят женам-мироносицам, что напрасно они принесли миро, так как их Наставник не подвластен тлению.

На малом повечерие мы слышим слова плача Пресвятой Девы.  «Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте», — взывает Пресвятая Богородица.  Она молит Своего Сына: «Приими Мя с Тобою, Сыне Мой и Боже, да сниду, Владыко, во ад с Тобою и Аз, не остави Мене едину».  «Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое… Воскресни, и утоли Мою болезнь и печаль: можеши бо, Владыко, елико хощеши». И Мать получает ответ: «Тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну и Тебя возвеличу, яко Бог небесе и земли».

«Смерть похитила Владыку Христа, но ей не удержать у себя Жизнь. Она поглотила Его, потому что не знала, но извергнет вместе с Ним многих. Сегодня Он добровольно пребывает в аде, но уже на следующий день, поразив ад, воскреснет», — пишет святитель Амфилохий Иконийский.

Подготовлено Миссионерским отделом Волгоградской епархии

(99)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели