Духовная трапеза — Постная Триодь. Великая Суббота
Напрасно, стража, охраняешь гроб: Могила не удержит Самобытной Жизни
Служба Великой Субботы одна из самых светлых служб церковного года, вся служба наполнена тихой радостью и спокойствием – преблагословенная суббота. Песнопения службы открывают нам тайну христианской веры – «зерно двоерасленное, естественожизненное, в бока земныя сеется со слезами днесь, но прозябшее, мир радостносотворит». В службе Великой субботы есть уникальная особенность – припевы-похвалы к непорочным на утрене. На этой службе много библейских текстов, которые читаются и поются.
Для чего Ты, Царь всего, сошел во ад? Почему Ты, Жизнь, умираешь? Ты, который определил размеры земли, как помещаешься во гробе? Как вынесет ад, Твое, Спаситель, пришествие?
Похвалы Великой субботы дают ответы на эти вопросы: «якоже света светильник, ныне плоть Божия под землю яко под спуд крыется, и отгоняет сущую во аде тьму»; «Живота Камень во чреве прием ад всеядец изблева, от века яже поглоти мертвыя»; «во гробе новее положился еси Христе, и естество человеческое обновил еси»; «на землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищай»; «да Твоея славы вся исполниши, сшел еси в нижняя земли».
В похвалах вспоминаются древни пророчества: «доброты, Слове, прежде не имел еси, ниже вида, егда страдал еси»; «якоже лев, Спасе, уснув плотию, яко некий скимен мертв востаеши, отложив старость плотскую».
Плачет Пречистая Дева и говорит Спасителю: «Увы, Симеоново совершися пророчество. Твой бо меч пройде сердце Мое, Еммануиле», и просит Своего Сына: «Не косни, Животе, в мертвых». «Едина жен кроме болезней родих Тя, чадо, болезни же ныне терплю Страстию Твоею нестерпимыя, глаголаше Чистая». Господь Иисус отвечает Своей Матери: «Да человеческое обновлю сокрушенное естество, уязвлен Есмь смертию хотя плотию. Мати Моя, не терзайся рыданьми».
Видя Начальника Жизни на Кресте умирающим, все творение сострадало Спасителю: серафимы, видя Его на небе пребывающим с Отцом, а на земле – мертвецом, ужасались. Дивно и необычно, что Ты Христе «и во гроб зашел, и недр…Отеческих никакоже отлучился».
Песнопения нам открывают догматические истины. «Смертию смертное, погребением тленное прелагаеши, нетленно твориши бо, боголепно безсмертно творя приятие. Плоть бо Твоя истления не виде, Владыко, ниже душа Твоя во аде страннолепно оставлена бысть». «Аще и мертв виден был еси, но живый яко Бог, возводиши от земли к небесным оттуду падшыя, Иисусе».
Это день предсказал еще Моисей, сказав: «И благослови Бог день седмый. Сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих, Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовах, и во еже бе, паки возвращься воскресением, дарова нам живот вечный, яко един благ и Человеколюбец».
Синаксарь Великой Субботы говорит нам: «Все дни превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая Седмица, и больше самой Великой Седмицы сия Великая и Славная Суббота. Называется эта седмица Великой не потому, что дни или часы ее больше, но потому, что в эту Седмицу совершились великие и сверхъестественные чудеса и необычайные дела нашего Спасителя, особенно же сегодня. Ибо как при первом миротворении Бог, создавши все твари и напоследок превосходнейшую, в шестой день сотворивши человека, — в седьмой день почил от всех дел своих и освятил его, наименовал субботой, что значит покой, так и в делании умного порядка, дивно совершив все (дело искупления), и в шестой день (пяток) воссоздавши опять истлевшего человека и обновив его живоносным крестом и смертью — Господь в настоящий опять седьмой день успокоился совершенным успокоением от дел, почив животоестественным и спасительным сном».
Суббота завершается и вместе со стихирой мы можем сказать: «Что зримое видение? Кое настоящее упокоение? Царь веков, иже страстию совершив смотрение, во гробе субботствует, новое нам подая субботство. Тому возопим: воскресни, Боже, судяй земли, яко Ты царствуеши во веки, неизмерную имеяй велию милость».
«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе», — говорит Вечный Сын, — «да радуется тварь, да веселятся вси земнороднии… и в третий день Воскресну».
Успокаивается Пресвятая Дева и успокаиваются молящиеся в ожидании Воскресения.
Подготовлено Миссионерским отделом Волгоградской епархии
(80)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.