ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Митрополита Волгоградского и Камышинского ФЕОДОРА всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Волгоградской епархии
«Смерти празднуем умерщвление,
адово разрушение, иного жития вечнаго начало…»[1]
Всечестные пресвитеры и диаконы,
боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
От всего сердца приветствую всех вас всерадостным благовестием:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
«Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха!»[2] Святитель Григорий Богослов свидетельствует, что Воскресение Христово настолько превосходит все торжества человеческие и земные, насколько солнце превосходит звезды. И ныне мы празднуем самое Воскресение, не ожидаемое, но уже совершившееся и примиряющее собою весь мир[3].
День Святой Пасхи мы еще называем светоносным, потому что ныне вся вселенная, как говорится в песнопениях, «исполнишася света, небо же и земля и преисподняя…»[4]. Горний ангельский мир воспевает торжественные гимны, сорадуется ему и славословит Победителя смерти земная Церковь, пленники ада согласно ликовствуют, получив разрешение от уз дьявола, призывая и нас с вами к свободе от греха.
Во время Великого поста каждый из нас в меру своих сил стремился идти путем духовного совершенствования, путем покаяния и очищения от страстей, возрастая в добродетелях. Подобно тому, как богоизбранный народ некогда шел сорок лет из Египетского плена в землю обетованную, мы совершали свое восхождение на духовный Синай в течение сорока дней, питаясь благодатной манной священных смыслов.
Святая Православная Церковь, как любящая Мать насыщала нас многочисленными примерами и образами из текстов Писания. Перед нашим умным взором прошла библейская история жизни людей на земле от первого человека Адама и до второго Адама – Христа. В церковных богослужениях мы слышали вещие слова пророков о рождении Мессии, мысленно стояли с пастухами у яслей Вифлеема и вместе с Петром и Андреем следовали за Божественным Учителем, оставив сети. Созерцали Преображение Христа и воскрешение Лазаря. Возлежали на Тайной Вечери и, осознав свою духовную немощь, на вопрос: «Кто есть предаяй Тя?» — со страхом спрашивали, как и все: «Не я ли, Господи?»[5]. Мы следовали в Гефсиманский сад с избранными учениками, где видели кровавый пот Иисуса. С трепетом поднимались на Голгофу и вместе с Пречистой Девой и возлюбленным учеником рыдали у Креста, омывая слезами пропятые ноги Спасителя. С Иосифом и Никодимом полагали бездыханное тело Учителя в субботний гроб и возливали ароматы, укрывая плащаницею. Вслед за мироносицами в предрассветной тьме текли к пещере, которая оказалась пуста, и видели Ангелов в светлых ризах. И, вот, наконец, Сам Христос, живой, Воскресший приходит к нам и говорит: «Мир вам!»[6] Примирив Бога и человека, Он воссоединяет Творца и творение, Небесное и земное, Вечное и временное. Отныне грех и его следствие – смерть, не имеют былой власти над человеком, так как в Воскресшем Спасителе нам возвращено все величие чад Божиих, потерянное во Адаме: «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут»[7]. Через Его Голгофскую Жертву и Славное Воскресение мы становимся народом Божиим, народом помилованным[8]. Своей земной жизнью, крестными страданиями и Воскресением Христос Избавитель показывает нам единственный путь, ведущий от погибели в вечную жизнь. Это путь жертвенной любви.
Окончив Великий пост, не будем останавливаться в борьбе со своими страстями, но продолжим деятельное восхождение к вершине духовной лествицы – любви, которая является царицей добродетелей и, по слову апостола Павла, есть совокупность совершенств[9]. Примером собственной жизни станем свидетельствовать всему миру об этой любви, о том, что мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Ибо Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем[10]. Как поучает святитель Феофан Затворник: глас Ангела женам-мироносицам: «Тецыте и миру проповедите», … в отношении к нам значит: живите так, чтобы вся ваша жизнь была единым словом: «Христос Воскресе!» и чтобы, смотря на вас, весь мир и христианский, и не христианский сказал: «Да! Воистину Христос воскрес, потому что мы видим Христа в ваших делах и поступках»[11].
Направим свои силы на служение ближним и дальним, утешим скорбящих и немощных, поможем голодным и бездомным. Будем ревностны во всем, что служит к созиданию, единодушию и согласию в нашей семье, нашем обществе и государстве. Внимая замечательным словам митрополита Антония Сурожского: выйдем в мир вновь, победоносно пронесем через этот мир весть о том, что Бог этот мир любит, любит до смерти, что Бог верит в каждого человека. Пронесем весть о том, что мы, Божии люди, мы, Христовы, верим в Бога и, как Он, вместе с Ним, верим в человека. И внесем в этот мир, порой такой страшный, веру, которую он так легко теряет, надежду, которая так часто умирает, любовь, которая, во многих охладевает, наполним окружающий мир радостью, светом, добром и теплом[12].
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Пасха Христова, 2022 год
г. Волгоград
[1] Пасхальный канон, глас 1, песнь 7
[2] Пасхальный канон, ирмос 1 песни
[3] Ср.: Святитель Григорий Богослов. Слово на Святую Пасху
[4] Пасхальный канон, песнь 3
[5] Евангелие от Матфея, глава 26, стих 22
[6] Евангелие от Иоанна, глава 20, стих 19
[7] 1-е Послание Апостола Павла к Коринфянам, глава 15, стих 22
[8] Ср.: 1-е Соборное Послание Апостола Петра, глава 2, стих 10
[9] Ср.: Послание Апостола Павла к Колоссянам, глава 3, стих 14
[10] Ср.: 1-е Соборное Послание Апостола Иоанн Богослова, глава 4, стих 16
[11] Ср.: Святитель Феофан Затворник. 24 Слово в день Святой Пасхи
[12] Ср.: Митрополит Антоний Сурожский. Слово на Пасху Христову
(165)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.