«Воспитание не экспресс, а медленная электричка» — состоялась дискуссия о жизни подростков на приходе

22 мая в рамках XXX Международных образовательных чтений прошел дискуссионный семинар по теме “Подростки в приходской общине”. Дискуссию модерировал руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).

В мероприятии принял участие руководитель Православного молодежного движения «Владимирская дружина» при храме святого равноапостольного князя Владимира, члена Молодежного парламента Волгоградской областной Думы Владислав Ким.

Отец Геннадий отметил, что на протяжении последних лет Синодальный отдел на различных площадках поднимал вопросы жизни детей подросткового возраста в приходах: причины их ухода из Церкви, проблему комплексного взгляда на них, проблему знаниевого подхода в наставлении в вере, практической помощи детям и т.д., сейчас же “пришло время подумать о том, как мы, взрослые христиане, можем подготовиться к этому кризисному возрасту и что мы можем сделать дальше, чтобы пережить его вместе? Пережить, поддержать и сохранить юного человека в Церкви”.

Для поиска ответов на эти вопросы были приглашены эксперты:

  • священник Павел Островский, миссионер, настоятель Георгиевского храма в поселке Нахабино (Московская область);
  • Алексей Шириков, теолог, редактор портала «Иисус», автор “Дневников Поста”;
  • Егор Коврижкин, руководитель подросткового клуба технического творчества “Самоделкин”, создатель и руководитель детского православно-ориентированного лагеря “Звезда Вифлеема”;
  • Марина Иосифовна Козлова, заместитель зав. кафедрой Социальной работы и защиты прав населения РПУ, психотерапевт;
  • Арсений Карпенко, миссионер, ведущий молодежного телеграм-канала OrthodoxHouse;
  • отец Дмитрий Прохоров, руководитель молодежного отдела Норильской епархии, руководитель подросткового клуба “В притворе”.

Марина Иосифовна Козлова, описывая возрастные особенности подростков, вспомнила о культуре воспитания в так называемых “примитивных обществах”, где нет разделения детского и взрослого миров и нет острых детско-родительских конфликтов. “Вопрос не в гормональной перестройке подростков,  не это делает детей неуправляемыми. Дело в том, что ребенок хочет, чтобы его принял взрослый мир, а мы его не принимаем! “Ты еще маленький, твоя цель — учиться”. И, к сожалению, воскресные школы становятся в эту же линию”. 

Эксперт подчеркнула потребность подростков в том, чтобы объединяться вместе и что-то вместе делать! “Если Церковь предложит такое место, то множество проблем будет решено”.

Размышляя о лидере подросткового сообщества, Егор Коврижкин отметил:

“Человек, который работает с подростками, должен обладать ярко выраженными лидерскими качествами. Он должен уметь включать детей в поле своего личного интереса! Это не тот, кто просто передает знание. Если лидер сам ходит в храм и просто приглашает в храм — он делает значит больше, чем классический воскресношкольный педагог! Нам нужен тот педагог, кто готов личностно тратиться и вести за собой. Он должен не передавать материал, а отдавать себя детям”.

Священник Павел Островский, продолжая разговор о компетенциях приходского педагога и базовых подростковых потребностях, заметил, что педагогу, прежде чем что-то говорить детям, нужно научиться молчать: “Сначала нужно замолчать. Уметь терпеть и быть честными с детьми. Потому что воспитание — не “экспресс”, а “медленная электричка”. Нельзя спешить, нужно открывать подростку возможности для совместного молчания и общения”. 

Говоря о задачах педагога, спикер сказал: “Мы не должны ставить перед собой задачу “привести детей к Богу”. Наша задача другая — создать добрую атмосферу в приходе. Тогда есть шанс, что если семечко упадет, то прорастет”. 

Эксперты делились опытом воспитания и взросления в своих семьях и в своих приходах, размышляли о том, как семья может подготовиться к кризису и какие условия может создать приход для жизни подростка в Церкви. По словам Егора Коврижкина, если подростку нужно общение, значит нужно создавать, в первую очередь, площадку для общения в приходе. Но дальше, чтобы среда не начала разлагаться, нужно переходить ко второй задаче — приглашать детей в общее дело, которым горит подростковый лидер.

“Необходимо сделать все возможное для того, чтобы подростки взрослели в Церкви, в кругу друзей, рука об руку со значимым для них церковным взрослым, — подытожил обсуждение отец Геннадий (Войтишко). — Если приход станет для подростков безусловно принимающей и поддерживающей средой, то появляется дополнительная надежда на то, что данный жизненный этап может быть благополучно преодолен”.

В целом, два часа оживленного общения были насыщены значимыми выводами, идеями, которые могут вдохновить приходского педагога и помочь увидеть в новом свете трудные области взаимодействия с подростками в своих приходах.

Полную запись семинара можно посмотреть на официальном ютуб-канале “Православное образование” по ссылке: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=MASvBid2mYE&feature=youtu.be 

Источник Правобраз.ру

(95)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели