Сегодня Церковь чтит память святых отцов шести Вселенских Соборов
В неделю, ближайшую к 16/29 июля, Русская Православная Церковь празднует память святых отцов шести Вселенских Соборов, которые стали возможны только тогда, когда Римская империя признала христианство законной религией. До этого христианство по римскому законодательству считалась ересью и подлежало уничтожению. Как нельзя было чеканить монету никому, кроме римского императора, так запрещено было и создавать свою религию, это считалось преступлением против государства.
Но иудеев, которые не почитали императора как бога и не приносили идолам жертвы, никто не преследовал. Как только стали понимать, что христианство – не иудаизм, а совершенно новая религия, стали действовать законы Римской империи и христиан стали гнать, как секту, как ересь, опасную для государства.
Но при императоре Константине случилось чудо: его мать Елена была христианкой, а самому императору было явлено знамение на небе – крест, с которым он победил своего противника и стал императором всей Римской империи, Западной и Восточной. С ним и произошел затем чудесный переворот: он признал христианство наравне с другими официальными религиями и собрал в 325 году в Никее Первый Вселенский Собор.
Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: Никейский I (325 г., против ереси Ария); Константинопольский I (381 г., против ереси Македония); Ефесский (431 г., против ереси Нестория); Халкидонский (451 г., против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 г., «О трех главах»); Константинопольский III (680–681 гг., против ереси монофелитов); Никейский II (787 г., против ереси иконоборцев).
Литургическое празднование в честь святых отцов шести Соборов объясняется тем, что Седьмой Вселенский Собор был признан таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879–880 гг., тогда как каждый из шести был утвержден Вселенским на следующем за ним.
Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только они обладали даром выносить непогрешимые и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории. Краткий итог догматического богословия святых отцов шести Вселенских Соборов отражен в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 г.), ставшего продолжением VI Вселенского (III Константинопольского). Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие упорядочению церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми.
Все Соборы проходили в первое тысячелетие. Первые два Вселенских Собора были посвящены вопросам триадологическим, на них уточнялось и формулировалось учение о Святой Троице. Со Второго по Шестой Вселенские Соборы были христологическими, на которых формулировалось учение о Лице и двух природах Богочеловека Иисуса Христа. И последний Седьмой Вселенский Собор был иконоборческим и посвящен борьбе с иконоборческой ересью.
По прошествии двух тысяч лет, благодаря святым отцам Вселенских Соборов, мы знаем, как нужно верить, и, открывая любую книжку по догматическому богословию, видим, что все вероучительные положения раскрываются нам по порядку. Но далеко не так было в самом начале жизни Церкви. Это вовсе не означает, что Церковь не знала, как верить и не имела догматической базы. Все догматы Церкви были заложены со дня образования Церкви ее Основателем – Иисусом Христом в день Пятидесятницы, сошествия Святого Духа на апостолов. Вся догматика, все вероучительные положения в зачаточном виде хранились в Церкви. И Церковь не придумывала догматы, а доставала то, что находилось в ее недрах, раскрывала эти вероучительные положения. И не рационалистически Церковь жила этими догматами; рационально формулировать свою догматику Церковь была вынуждена, когда начиналась полемика с какой-то очередной ересью. То есть догматы формулировались от противного, как аргументы.
Догматы очерчивают область тайны, область Божественного и показывают, что вне этих рамок, вне этих границ начинается ересь, заблуждения. Если говорить упрощенно, догмат – это что-то вроде указателя на дороге, без которого можно заблудиться. Догмат – указатель на дороге веры. Без догмата невозможно и достижение истинной нравственности.
Поэтому святые отцы уделяли много внимания вопросам вероучения; и не просто уделяли, но и шли на мучения и страдания, на исповедничество и мученичество за чистоту православной веры. Это является ответом тем людям, которые говорят, что догматы не так важны. Если бы они не были важны, то святые отцы не шли бы за веру на смерть.
Источник ТВ-Союз.ру
(139)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.