В день памяти святителя Петра Московского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
6 сентября 2022 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.
По прибытии в собор Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Петра, покоящимся в алтаре.
Святейший Патриарх Кирилл совершал богослужение в облачениях, созданных по иконописному образцу облачений святителя Петра, и с копией его посоха.
Его Святейшеству сослужили: епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Александр Фарковец, благочинный Донского округа Московской епархии, настоятель храма Ризоположения на Донской улице г. Москвы; протоиерей Сергий Дикий, благочинный Всехсвятского округа Московской епархии, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Коптеве г. Москвы; протоиерей Димитрий Кувырталов, благочинный Ильинского округа Московской епархии, настоятель храма Архангела Михаила в Летове г. Москвы; протоиерей Георгий Климов, благочинный Троицкого округа Московской епархии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще г. Москвы; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа Московской епархии, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе г. Москвы; протоиерей Андрей Шумилов, настоятель храма Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле г. Москвы; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; члены Епархиального совета г. Москвы и столичное духовенство.
Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы (регент — Д.С. Ведерников).
На богослужении присутствовали депутат Государственной Думы ФС РФ Н.Ю. Чаплин, председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов.
Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На заупокойной ектении были вознесены прошения о упокоении души новопреставленного протоиерея Николая Тетерятникова, настоятеля храма великомученицы Екатерины в Мурино Ленинградской области.
За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Кирилла Воскресенского, клирика храма апостолов Петра и Павла, Патриаршего подворья в Тропареве г. Москвы, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Подкопаях г. Москвы.
По завершении Литургии было совершено славление у мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Святейший Патриарх Кирилл прочитал у раки с мощами молитву святому.
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы прославляем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Этот день обращает наш мысленный взор к тому времени, когда Русская Церковь проходила через особенно тяжкие испытания. Киев, мать городов русских и столица Русского государства, оказался открыт для губительных набегов Орды; город поджигали, грабили, из него вывозили богатства. Стало совершенно очевидно, что Киев в тех условиях уже не мог быть столицей всего Русского государства, потому что был слишком уязвим, и возникла политическая и, я бы сказал, стратегическая необходимость переместить центр Русского государства в другое, более безопасное место. Таким центром стал град Владимир на северо-востоке Руси. Почему? А потому что Владимир находился в лесной зоне, вокруг были дремучие леса, в которых не могла эффективно действовать конница кочевников — главная военная сила тех, кто разграбил и спалил Киев. Для того чтобы уберечь центральную церковную и гражданскую власть, было принято решение уходить в леса. Так ведь поступают и подвижники: многие святые, избавляясь от искушений и опасностей, уходили именно в леса спасать души; а в данном случае страна должна была переместить центр своей политической, государственной жизни подальше от кочевников. Поэтому Владимир стал следующей столицей нашей страны, и все понимали необходимость такого решения.
Ну, а затем, когда стал возвышаться град Москва, когда сюда стали стекаться как интеллектуальные, так и материальные силы страны, великий князь Иван Калита предложил митрополиту Киевскому и всея Руси, который жил во Владимире, переехать в град Москву. Так и произошло, и великий князь сделал все для того, чтобы пребывание митрополита Киевского, а отныне и Московского, и всея Руси было благополучным и безопасным в граде Москве.
Но когда мы говорим о географических центрах — Киев, Владимир, Москва, — мы ведь не подразумеваем, что вокруг каждого из этих городов формировалась некая отделенная от единого Тела Церкви церковная общность. То была единая Церковь, центр которой перемещался вместе с перемещением столицы, для того чтобы Предстоятель всегда был рядом с великим князем, чтобы духовный центр был там же, где и центр политической жизни. И святитель Петр переехал сюда, в город Москву, по настоятельной просьбе великого князя Ивана Калиты, того самого, который собирал материальные ценности в Москве, чтобы обеспечить устойчивое существование новой столицы. И для того чтобы эта столица была действительно признана всей Русью, необходимо было, чтобы и Первопрестольная кафедра переместилась в Москву.
А когда святитель Петр перенес сюда кафедру всея Руси, потребовалось, конечно, чтобы в Первопрестольном граде был построен кафедральный собор. Святитель Петр начал это строительство, заложив Успенский собор, в котором мы с вами сейчас находимся, — главный храм всея Руси как в прошлом, так и в настоящем. Святитель Петр не дожил до освящения этого храма, он не увидел торжества Православия в новой столице, но он сделал самое, может быть, важное — он сохранил единый центр Русской Православной Церкви, разумно переместив его туда, где ему ничто не угрожало. В каком-то смысле это деяние святителя Петра было провиденциальным, потому что град Москва, хотя и был дважды покорен внешними врагами, но никогда не склонился пред врагом и никогда не повредил себе как столице всея Руси, но, наоборот, явил пример мужества, отваги, дерзновения, любви к Отечеству и любви к Церкви. Вот и сегодня сей величественный Успенский собор, главный кафедральный собор Святой Руси, построенный по замыслу святителя, свидетельствует нам о великих деяниях и удивительном прозрении митрополита Петра, устроившего Первосвятительскую кафедру здесь, в граде Москве.
Сегодня, как и во времена святителя Петра, Церкви Русской угрожает много опасностей. Тогда это были кочевники, которые нападали на землю Русскую, грабили ее, убивали людей, разрушали экономические возможности страны, но и сегодня, как мы знаем, не все спокойно в мире. И в каком-то смысле совершенно особое служение, несомненно по воле Божией, вручается ныне и граду сему, и стране нашей. Потому что сила современной России способна противостоять многим силам, в том числе борющимся с Богом и со Христом. Тем силам, которые направлены и направляют свое жало на уязвление человека таким образом, чтобы он потерял способность различать добро и зло. Исчезло из политического лексикона понятие греха, потому что вместо различения добра и зла возникла новая модель поведения, ориентированная исключительно на выбор самого человека, когда он сам определяет, что для него добро, а что зло. Но когда значительная часть так называемого цивилизованного мира подхватывает эти идеи, страна наша, как то было в прошлые времена, сохраняет свою способность противостоять этому страшному искушению. И мы должны блюсти способность и готовность отличать добро от зла, руководствуясь не сиюминутными политическими интересами, не человеческими амбициями, а исключительно тем нравственным законом, который Бог вложил в наши души, в саму природу человека. И дай Бог, чтобы Первопрестольный град Москва сохранял возможность оставаться островом свободы в этом бушующем мире, чтобы именно здесь формировалось здоровое духовное сопротивление всяким попыткам смешать добро и зло и полностью отказаться от того, чтобы грех называть грехом, а добродетель — добродетелью. Дай Бог, чтобы молитвами святителя Петра, положившего основу церковной жизни в Первопрестольном граде нашем Москве, укреплялась вера православная в наших людях, укреплялась любовь к Отечеству, укреплялась способность противостоять соблазнам и козням искусителей, чтобы оставалась живой вера наша, сохранялись независимость и свобода нашего Отечества. И если будет так, то остается надежда на спасение.
Молитвами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, да сохранит Господь землю Русскую, да укрепит Он братьев, живущих ныне в разных государствах — России, Украине и Беларуси, — в единомыслии и осознании особой ответственности за нашу общую судьбу, а в каком-то смысле за судьбу мира. И верим, покуда пребудет благословение святителя Петра над Русью, над народом нашим, над Церковью нашей, и мы по его молитвам будем сохранять великую способность отличать правое от левого, добро от зла, грех от святости. Молитвами святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра да хранит Господь землю Русскую, да поможет Господь преодолеть разногласия, чаще всего провоцируемые извне, которые сегодня угрожают единству всего нашего народа. Да сохранит Господь, молитвами святителя Петра, народ наш в единомыслии и вере православной. Аминь.
В дар Успенскому собору депутат Государственной Думы ФС РФ Н.Ю. Чаплин передал Евангелие, которое, как он отметил, «по благословению Святейшего Патриарха более двух лет изготавливали лучшие русские ювелиры».
Принимая дар, Святейший Владыка сердечно поблагодарил Н.Ю. Чаплина, подчеркнув, что исторически многие церковные ценности «были вкладами людей состоятельных, для которых судьба Церкви, судьба страны была их собственной судьбой».
«Очень важно то, что эта замечательная традиция доброделания сегодня продолжается в нашей стране, и Вы являетесь одной из знаковых личностей, которые эту замечательную традицию доброделания продолжают. Пусть Господь хранит Вас и укрепляет на путях Вашей жизни!», — добавил Предстоятель, обращаясь к депутату.
В завершение Святейший Патриарх Кирилл поздравил всех участников богослужения с праздником.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
(75)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.