Возвращая музыкальное наследие

В воскресную школу храма Казанской иконы Божией Матери города Волгограда приглашаются дети от 4 до 18 лет. Ученики приобретут знание основ православия через иконопись, историю живописи, русской музыки и литературы, смогут раскрыть свои творческие способности, развить вокальные, артистические навыки. Обучение бесплатное.   

Обращайтесь по телефону 8 (8442) 94-78-43 и записывайтесь на прослушивание, которое будет проходить каждое воскресение в 13.00. Для взрослых предусмотрено обучение в хоровой группе «Клирошане».

Интервью с Ниной Стукановской, главным хормейстером ансамбля старинной музыки «Конкордия», директором воскресной школе при Казанском храме

— Нина Павловна, расскажите, пожалуйста, что вас связывает с Казанским храмом Волгограда.

— Я пришла в Казанский собор 33 года назад в далеком 1989 году. Мы жили тогда все в другом государстве, Союзе Советских Социалистических Республик (СССР), где православная вера подвергалась гонениям. Но Архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской) решил основать в Волгограде первую в СССР воскресную духовно-певческую школу. Эту трудную миссию Владыка Пимен возложил на Михаила Рубцова, выпускника Ленинградской консерватории, художественного руководителя ансамбля старинной и современной музыки «Конкордия». СМИ поддержали идею и широко объявили о конкурсном прослушивании детей и девушек. Конкурс в школу составлял четыре человека на место. Мне повезло пройти конкурсный отбор и стать одной из первых воспитанниц и выпускниц единственной в тот момент в СССР воскресной духовно-певческой школы при волгоградском Казанском храме.

Ансамбль «Конкордия» и Архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен. Казанский храм Волгограда

— Удивительно: первая воскресная школа появилась не в Москве, не в Ленинграде, а именно в Волгограде! Как Архиепископ Пимен и Михаил Рубцов нашли друг друга?

— Михаил Рубцов, еще учась в училище искусств, пришел петь в Казанский храм. Регентом тогда была ученица известного царицынского дирижера Ивана Перегудова – Святашева (к сожалению, я не помню ее имени). Из дореволюционной библиотеки она давала молодому музыканту ноты. Одним из его дипломных произведений в училище стала «Херувимская песнь № 7» Д.С. Бортнянского.

На богослужении

С этим сочинением Михаил Рубцов поступил и в Ленинградскую консерваторию. Во время учебы здесь Михаил Рубцов продолжил петь в ленинградских храмах. Один из регентов работал настройщиком и взял в помощники молодого студента. Так Михаил Рубцов, помогая настраивать инструменты, стал вхож в дома к бывшим смолянкам (выпускницам Смольного института), учителям дореволюционных гимназий, артистам оркестра Евгения Мравинского. Многие из них дарили или продавали ему за копейки учебные музыкальные пособия, сборники детских песен XIX века. Михаилу Рубцову нравились красивые мелодии и возвышенные стихи этих музыкальных миниатюр. Например, такие:

И тихо над малюткой

Склонился светлый лик.

Спокойно к колыбели

Крылами он приник,

И песенкой святою Он

Навеял тихий, сладкий сон.

В советских школах петь такие песни было, конечно, нельзя, но Михаил не хотел, чтобы эти сборники оказались на свалке, поэтому стал их собирать.

За пение в храме Рубцова выгнали из консерватории. Но когда ее ректором стал Владислав Чернушенко, то он восстановил Михаила Рубцова в числе студентов и взял на работу в академическую капеллу им. М. И. Глинки Ленинграда (до революции она называлась Придворной капеллой). Преемственность поколений здесь никогда не прерывалась. Этот старейший хор нашей страны был основан в 1479 году, пережив революции и войны. Владислав Чернушенко сам учился в школе мальчиков при капелле, как и Дмитрий Степанович Бортнянский. После обучения в школе, ученики попадали во взрослый состав.

Михаил Рубцов с дочерью Конкордией и Владиславом Чернушенко

До революции в капелле женщины не участвовали – только мальчики и мужчины. Повторить систему воспитания – только для девочек, девушек и женщин – Михаил Рубцов решил в Волгограде, объединив детскую певческую школу и концертный коллектив.

После обучения в консерватории он вернулся в родной город, начал работать хормейстером в Волгоградской капелле и основал в 1981 году камерный хор, а в дальнейшем вокальный ансамбль старинной и современной музыки. Потом Михаил Николаевич дал ансамблю имя «Конкордия» в честь одноименного царицынского театра-сада, основанного в 1886 году купцом Андреем Шуваловым.

Михаил Рубцов вынес на сцену духовную музыку и удивительные по своей красоте и чистоте детские песни XIX столетия. Один из концертов посетил Архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен со своим помощником, священником Лазарем Новокрещеных. Так состоялось знакомство Владыки Пимена и Михаила Рубцова.

Ансамбль «Конкордия» участвовал во многих фестивалях духовной музыки в Москве и пел для Патриарха Пимена.

 

Ансамбль «Конкордия» с Патриархом Московским и всея Руси Пименом

— При создании первой в стране духовно-певческой школы Михаил Рубцов руководствовался примером Придворной певческой капеллы?

— Безусловно. Михаила Николаевича вдохновлял пример Дмитрия Степановича Бортнянского, который в семилетнем возрасте попал в капеллу, потом учился музыке в итальянской Болонской академии, вернулся в Российскую Империю, работал композитором и директором капеллы, утвердив равноправие русской музыки в Европе.

Михаил Рубцов привлек к работе в школе лучших преподавателей. Я с другими воспитанниками изучала историю древнерусской литературы, иконописи, церковно-славянский язык, слушала музыку Титова, Веделя, Бортнянского, Березовского, пела в Казанском храме и на сцене планетария «Венчание Придворного Обихода» и красивейшие старинные детские песни. А в мае 1991 года уже Архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман вручал дипломы выпускникам, потому что епархии разделили.

Ансамбль "Конкордия". 1991 год. Казанский храм Волгограда Ансамбль "Конкордия". 1991 год. Казанский храм Волгограда

Ансамбль «Конкордия». 1991 год. Казанский храм Волгограда

Михаил Рубцов привлек к работе в школе лучших преподавателей. Я с другими воспитанниками изучала историю древнерусской литературы, иконописи, церковно-славянский язык, слушала музыку Титова, Веделя, Бортнянского, Березовского, пела в Казанском храме и на сцене планетария «Венчание Придворного Обихода» и красивейшие старинные детские песни. А в мае 1991 года уже Архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман вручал дипломы выпускникам, потому что епархии разделили.

Ансамбль «Конкордия» с Архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом. Казанский храм Волгограда

Чуть позднее Михаил Рубцов основал муниципальную хоровую духовно-певческую школу «Конкордия», в которой мне довелось быть директором восемь лет. Это стало возможным благодаря преемственности: я закончила Волгоградский государственный институт искусства и культуры в классе дирижирования, который возглавлял Михаил Рубцов.

— А что стало со школой в Казанском храме?

— Она продолжила свое существование, но стала называться «Клирос». Возглавила ее регент Надежда Ивановна Фоменко, которую Михаил Николаевич безмерно уважал. Она воспитала целое поколение певчих и регентов. А в 2018 году открылась духовно-певческая школа «Глас» под руководством ученицы Надежды Ивановны – Веры Валерьевны Бобылевой.

— Нина Павловна, вы будете возглавлять воскресную школу при Казанском храме с сентября 2022 года. Что полезного вы хотели бы привнести в ее работу?

— Прежде всего, хотелось бы объединить два направления – духовное и светское, проникнутое верой в Бога и любовью к детям, наследие дореволюционной России, которое может быть утрачено нашей страной безвозвратно, если мы не приложим свои усилия к возвращению скрытого в пожелтевших нотных страницах сверкающего музыкального и литературного богатства наших детей. Мы являемся наследниками великой русской культуры, пока малоизученной детской культуры Серебряного века. Это наследие сохранил для нас Михаил Николаевич Рубцов. Возможно, благодаря нашим совместным усилиям с отделами культуры и катехизации Волгоградской и Камышинской епархии, мы сможем вернуть детские песни XIX века. А пока их будут петь воспитанники воскресной школы Казанского храма.

Нина Стукановская с ансамблем «Конкордия» на сцене Музыкального театра Волгограда

Я планирую возродить ансамбль «Малая Конкордия», чтобы лучшие воспитанники воскресной школы могли принимать участие в богослужениях и концертах города.

Настоящим певчим и артистом можно стать, если развивать эти навыки с детства. Как Дмитрий Степанович Бортнянский, великий русский композитор, начавший свой жизненный путь маленьким певчим Придворной певческой капеллы, а закончив всемирно признанным музыкантом.

А еще Нина Ивановна Голубева, художественный руководитель кукольного театра «Колобок», будет создавать в нашей воскресной школе первый детский православный кукольный театр.

Беседовали протоиерей Алексий Кузнецов и Конкордия Рубцова

Источник Волгоград-собор.ру

(224)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели